[Pan, Paon — пасущий, латинск. — Faunus] — греческое божество, чтившееся гл. обр. в горной пастушеской Аркадии, к-рая в отношении социального развития являлась одной из наиболее отсталых областей Греции. Под именем П. почитался лесной демон — владыка леса и лесной фауны, продукт охотничьего религиозного творчества, превратившийся, в связи с переходом от охотничьего быта к скотоводческому, в бога-пастуха. Подобно аркадскому пастуху, П. кочует со своими стадами по горам, временами занимаясь охотой и рыболовством, играет на «изобретенной» им пастушеской свирели. Как божественная сила П. — податель животного плодородия; похотливость — очень существенная черта его образа. Воздействию П. приписывались полуденные кошмары и охватывающее иногда животных смятение («панический» страх). Как божество более архаической общественной формации П. занимает подчиненное место в общегреческой системе «олимпийских» богов: в «олимпийскую» семью он был включен как «сын» другого пастушеского божества — Гермеса. Значительно большую роль играл образ П. в религии низших классов (особенно в скотоводческих областях Греции), где он входил в систему многочисленных аграрных богов. Распад греческого государства-города привел к образованию новой греко-восточной (эллинистической) системы рабовладельческого хозяйства. Одним из идеологических отражений этого процесса было оттеснение аристократической религии и рост значения вегетативных божеств, переосмысленных и метафизически углубленных. Аллегорическое истолкование мифов, господствовавшее в религиозных и философских конструкциях поздней античности, создало пантеистическую концепцию П. как «всебога» (по созвучию имени со словом «все»), владыки природы в целом, ее
419 жизненной силы. С другой стороны, индивидуалистическое миросозерцание господствующих классов эпохи эллинизма систематически перетолковывало вегетативные мифы в эротическом плане. Лит-pa и искусство эллинистической и римской эпохи очень часто пользуются образом П. (особенно в связи с интересом к «буколическим» темам, см . « Идиллия ») как олицетворением похоти, животной стороны любви, в противоположность Эроту и Афродите. В трактате Плутарха «Об упадке оракулов» рассказывается, как однажды корабельщику Томузу было возвещено о том, что «великий Пан умер». Сказание это в античной литературе совершенно одиноко и является может быть даже результатом недоразумения, смешения Пана с Томузом (умирающий и воскресающий бог плодородия у вавилонян). Однако в связи с общим пессимистическим тоном трактата Плутарха, свидетельствующим об упадке древней религии, оно вошло в новую лит-ру как символ умирающего язычества (сказание упоминается уже у Рабле), а затем и распространительно — как символ всякого гибнущего общественного или идеологического строя. Завещанный античной лит-рой образ П. вошел в новую европейскую лит-ру в обеих своих функциях. Как реквизит буколической поэзии похотливый бог пастухов неизменно сопровождал европейскую пастораль от эпохи Ренессанса до начала XIX в.; как дух жизни природы П. фигурирует напр. в заглавии известной повести К. Гамсуна. Библиография: Троцкий И. М., Религия греческого пастуха, в сб. «Религия и общество» Научно-исследовательского института при Ленинградском университете (секция древнего мира), Л., 1926; ст. «Pan», в кн. «Ausf?hrliches Lexikon der griechischen und r?mischen Mythologie», hrsg. v. W. N. Roscher, B. III, Abt. 1, Lpz., 1916—1924. И. Троцкий