Значение слова ПАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ПАН

Пан (Pan) - древнегреческий бог, аркадийского происхождения. Погомеровскому гимну, П. считается сыном Гермеса и дочери Дриона. Онродился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же порождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной наружностью ихарактером ребенка, мать покинула его, но Гермес, завернув его в заячьишкуры, отнес его на Олимп и до того развеселил всех богов, а особенноДиониса видом и живостью своего сына, что боги назвали его П., так какон доставил в всем (paV=весь) великую радость. П. был богом-покровителемстад (слово Pan в связи с Paw - пасти). Роскошные долины и рощи Аркадии- царство П., где он резвится в кругу веселых нимф. Под его флейту илисирингу устраиваются веселые, шумные хороводы, пугающие смертных. Вполдень, утомившись от занятий, П. засыпает и с ним засыпает вся природапод знойными лучами: это затишье считалось священным и ни один пастух неосмеливался нарушить его игрой на свирели из боязни потревожить сонбога-покровителя. Когда горная тишина нарушалась отзвуками или криками,суеверие приписывало эти звуки П.: отсюда страх, который испытываетчеловек, слыша неизвестно откуда идущие звуки среди тишины, наз.паническим. Это представление выразилось в сказании о любви П. и нимфыЭхо. П. считался также богом зарождающегося света, при восходе солнца. Кэтому представлению относится также миф о любви его к Селене, которую онрасположил к себе тем, что дал ей часть своих стад. Как бог, исполненныйприродного вдохновения, он был богом - предсказателем; в Аркадиинаходился его оракул, жрицей которого была Эрато. Хорошо знакомый совсеми тропинками и дорогами своей страны, он считался богом-проводником,(enodioV, pompaioV), как Аполлон и Гермес; он указывал путь на суше и наморе, усмиряя морские волны звуками своей флейты. Ему были посвященыгоры, пещеры, дубы и сосны, а также черепахи. Как бог, любившийуединение и свободную природу, П. не был городским божеством, и толькопо случайным поводам его почитали памятниками в городах. Так, в Афинахбыл посвящен ему грот на акрополе в память поражения персов, на которыхбудто П. навел (панический) ужас во время сражения. Позднее, вследствиеоргиастических свойств его характера, культ его соединился с культомвеликой матери и Диониса. В Лидии П. был отожествлен с Марсием исчитался учителем Олимпа. Как похотливый и задорный товарищ менад, нимфи гермафродитов, он, подобно сатирам, был олицетворением чувственнойлюбви; поэтому в позднейшей литературе и искусстве он изображается какспутник Афродиты и соперник Эрота. Кроме П., индивидуального божестваприроды, были еще существа демонического характера, называвшиеся PaneV;или Paniscoi - род леших с козлиными бородами, мучивших людей в горах илесах, а также посылавших тяжелые сны. Они жили среди стад и былитоварищами сатиров. Ср. W. Gebhard, "Ueber den Pankult" (1872), "Gymn.Progr. v. Braunschweig"; P. Wetzel, "De Jove et Pane diis Arcadicis"(1873); F. Wieseier, "De Pane et Paniscis etc." (1875); Preller,"Griechische Mythologie" (1894, 1 т., стр. 738-747). Н. О.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.