Иван Иванович [1812—1862] — русский писатель и журналист. Р. в Петербурге в дворянской семье; учился в благородном пансионе. Выступил в печати в начале 30-х годов в качестве поэта. Первые его прозаические произведения — «Спальня светской женщины» [1834], «Она будет счастлива» [1836], «Сегодня и завтра» [1837] — типичные «светские повести», носящие на себе печать творчества Марлинского. Но уже в конце десятилетия Панаев перешел к бытовым нравоописательным очеркам и рассказам, черпая тематику из мещанской и чиновничьей среды («Кошелек», 1838; «Прекрасный человек», 1840). В эти годы П. познакомился с Белинским и с литераторами — идеологами либерального дворянства, втянутого в оборот буржуазных отношений. На 40-е гг. падает расцвет лит-ой деятельности П. Он становится чрезвычайно деятельным участником натуральной школы ( см .), одним из видных сотрудников «Отечественных записок». Используя творческий опыт Гоголя и западных очеркистов-физиологов, П. вырабатывал свой метод. Крупнейшие вещи этого периода — «Онагр» [1841], «Актеон» [1841], «Маменькин сынок» [1845], «Родственники» [1847], роман «Львы в провинции» [1852]; в них П. дал ряд сатирических зарисовок дворянства, преимущественно среднего и мелкопоместного,
420 жуирующего в столицах и разоряющегося в условиях распада крепостного хозяйства. В 1847 П. совместно с Некрасовым приобрел «Современник», редактором к-рого был до самой смерти; это редакторство впрочем было номинальным. С конца 1855 в «Современнике» печатались «Очерки и заметки „Нового поэта“ о петербургской жизни», создавшие автору репутацию блестящего фельетониста. После раскола в «Современнике» между революционной демократией и либерально-дворянским лагерем Панаев остался с Чернышевским и Добролюбовым, хотя в творчестве его преобладали либерально-дворянские тенденции. Последние годы жизни П. отдал писанию мемуаров. Ныне совершенно забытые художественные произведения П. сыграли значительную роль в формировании дворянской лит-ры 40-х и 50-х гг. Не только Писемский, но и Тургенев испытывали влияние П.; близость «Рудина» к «Родственникам» П. например неоднократно отмечалась исследователями. Большое значение сохраняют богатые фактическими данными мемуары П. «Воспоминания о Белинском» [1860] и «Литературные воспоминания» [1860—1861] — одно из значительных произведений русской мемуарной лит-ры. Библиография: I. Собр. стихотворений «Нового поэта», СПБ, 1855; Стихотворения и пародии «Нового поэта», изд. 2-е, СПБ, 1889; Очерки из петербургской жизни «Нового поэта», 2 чч., СПБ, 1860; То же, изд. 2-е, СПБ, 1889; Сочинения, 4 тт., изд. Кушелева-Безбородко, СПБ, 1860; Полное собрание сочин., 6 тт., изд. Мартынова, СПБ, 1888—1889; Собрание сочин., 6 тт., изд. Саблина, М., 1912 (перепечатка предыдущего); Литературные воспоминания и воспоминания о Белинском, СПБ, 1876; Литературные воспоминания, 1-е полное изд., под ред. и с примеч. Иванова-Разумника, изд. «Academia», Л., 1928. II. Литература скандалов, «Отечественные записки», 1860, X; Кто стоял в последнее время во главе русской литературы: Добролюбов или Панаев, «Биб-ка для чтения», 1862, т. 170; Трубачев С., Фельетонный беллетрист (И. И. Панаев), «Исторический вестник», 1889, IV; Иванов-Разумник, Ив. Ив. Панаев, в «Литературных воспоминаниях», изд. «Academia», Ленинград, 1928. III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2., СПБ, 1902. М. Клеман