Значение слова ОСИПОВ в Литературной энциклопедии

Что такое ОСИПОВ

1.[/b] [trn][m2]Николай Петрович [1751—1799] — писатель и переводчик. Сын приказного. Обучался в «пансионах». Будучи солдатом Измайловского полка, О. совместно с Н. Львовым и др. издавал рукописный журн. «Труды четырех общников», где поместил много стихотворений. Выйдя в 1781 в отставку, занимался мелким лит-ым трудом: переводил французские и немецкие романы, комплектовал разные руководства («Карманный коновал», «Опытный винокур», «Старинная русская ключница и стряпуха» и т. д.). Привлеченный к следствию по делу Радищева [1790], дал настолько «благонамеренные» показания, что был принят на службу в секретную почтовую экспедицию и в Тайную канцелярию переводчиком. О. известен своей травестированной поэмой «Вергилиева Енеида, вывороченная на изнанку» [1791], в основу которой легла немецкая переделка «Энеиды» (Блюмауера). В поэме Осипова сделан упор на комические положения и бытовой колорит. Социальными мотивами «Енеида» О. бедна; сатирический элемент выражается в непочтительном отношении к героическому началу, игравшему крупную роль в дворянской лит-ре XVIII в.: образ героя и воина сильно снижен, комически подана война (из-за постельной собачки). Бытовые картины дают реалистическое изображение жизни разночинной социальной среды; много места отведено кабаку, водке. Удачны описания святочных гаданий в аду, Харон как бытовой персонаж — «в сермяжном сером зипуне». Поэма в целом однообразна, растянута и многословна; язык и стиль ее грубы до чрезвычайности. «Енеида» — произведение мелкобуржуазной лит-ры конца XVIII в., давшей помимо Осипова таких писателей, как Чулков, Комаров и др. «Енеида» Осипова имела подражателей — А. Котельницкого и Е. Люценко, отчасти она оказала также влияние на «Энеиду» Котляревского. Кроме «Енеиды» О. написал: «Не прямо в глаз, а в самую бровь» (СПБ, 1790) — сочинение критическое; «Что-нибудь от безделья на досуге» (СПБ, 1798) — сатирический журнал компилятивного характера, и «Овидиевы любовные творения, переработанные в Энеевском духе» [1798; напечатаны были после смерти Осипова, в 1803 (СПБ)]. Библиография: I. Русская поэзия, под ред. С. А. Венгерова, вып. V—VI, СПБ, 1895 и 1897; Ирои-комическая поэма, ред. и примеч. Б. Томашевского, со вступ. ст. В. Десницкого, Л., 1933 («Библиотека поэта», под ред. М. Горького). II. Сухомлинов М., Исследования и статьи по русской литературе и просвещению, т. I, СПБ, 1879. III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902. Т. Б. 2.[/b] [trn][m2]Петр Николаевич [1900—] — чувашский писатель-драматург. Окончил Казанскую гимназию и медицинский факультет [1926], с 1927 работает врачом в Чувашии. О. начал писать в годы империалистической войны. Его первые произведения — «У двух парней одна мысль» и «Кужар» (написаны в 1916, появились в печати в 1924 и в 1927) — изображают моменты протеста деревенской бедноты против империалистической войны и монархии. В своих пьесах Осипов [m2]340 пытается показать борьбу между беднотой и кулачеством до революции, но не вскрывает причины эксплоатации и закабаления бедноты кулачеством. Пьесы его наиболее полно отражают идеологию чувашской мелкобуржуазной революционной интеллигенции. В произведениях, написанных за годы 1924—1927, О. обнаружил явное непонимание Октябрьской революции, раскрывшей перед чувашскими трудящимися новые перспективы экономического и культурного развития; в некоторых из них («Айдор») он гл. обр. романтизировал старину. Объективно писатель способствовал развитию чувашского буржуазного национализма. Одно из позднейших произведений Осипова — драма «Новая волна» (Сёнё хум) — изображает борьбу колхозников с остатками кулачества в чувашской деревне. Эта драма знаменует решительный сдвиг в творчестве писателя в смысле освоения достижений социалистического строительства и свидетельствует об его идейно-художественном росте. Библиография: I. У двух парней одна мысль, «Сунтал», 1925, № 7; «Красные всходы», 1926, № 10—11; Жизнь широка, там же, 1927, №№ 6—8; Проклятое племя, там же, 1928, №№ 11—12; Песня трахомы, Драма в 8 д. с прологом и эпилогом, Чебоксары, 1927, и др. II. Кузнецов И., Национальный вопрос и чувашская художественная литература, Чувашгиз, Чебоксары, 1931, стр. 61—67; Журн. «Марксистско-ленинское искусствознание», 1932, № 4. Д. Данилов

Литературная энциклопедия.