Значение слова КЛИНГЕР в Литературной энциклопедии

КЛИНГЕР

Фридрих Максимилиан [Friedrich Klinger, 1752—1831] — немецкий писатель. Р. во Франкфурте на Майне в семье канонира. Мать К., рано овдовев, зарабатывала средства к жизни стиркой и мелочной торговлей. До 1730 он ведет бурную, полную лишений жизнь. Сближается с группой писателей-штюрмеров (см. «Sturm und Drang») , становится одним из крупнейших деятелей эпохи «бури и натиска». В 1755 пишет под сильным впечатлением «Гёца фон Берлих нгена» Гёте трагедию «Otto», из рыцарской жизни — и «Das leidende Weib» (Страдающая женщина), несколько приближающуюся к социальным драмам Ленца (см.) . В 1776 К. создает свои наиболее знаменитые произведения — трагедию «Zwillinge» (Близнецы), разрабатывающую характерный для периода «бурных стремлений» мотив братоубийства, драму «Sturm und Drang» (Буря и натиск), давшую название современному К. периоду немецкой лит-ры, пьесы: «Die neue Arria», «Simson Grisaldo» и «Stilpo und seine S?hne» (Стильпо и его сыновья). В названных произведениях, за к-рые К. был прозван врагами «взбесившимся Шекспиром», он в качестве представителя передовых групп революционизирующегося мелкого бюргерства выступает как сокрушитель лит-ых традиций, как враг «старого порядка» в общественной и политической жизни. «Стильпо» — памфлет против самодержавия и апофеоз борьбы за свободу, в «Otto» сильна антиклерикальная тенденция, перерастающая в романе «Der goldene Hahn» (Золотой петух, 1785) в сатиру на христианство. Однако К. сознает бессилие своего протеста. Германия еще не созрела для буржуазной революции. Трагедия К. в том, что его протест против «старого порядка», разбиваясь об инертность широких слоев немецкого бюргерства, перерождается в слепой бунт против «порядка» вообще, хотя бы выраженного в законах природы. Так, весь мир со всеми своими установлениями и обычаями начинает ему рисоваться великой тюрьмой, из к-рой есть только один выход — смерть. Даже самый сильный человек лишь «червь с душой великана» («Отто»); восставший на установленный судьбой порядок неминуемо обречен на падение и гибель (там же), но человек не властен даже над самим собой, чувство долга, веления рассудка разлетаются в прах, когда всевластная природа зажигает в его душе пожар неугасимой страсти. Любовь ведет человека к гибели, низвергает его в пучину древнего хаоса («Страдающая женщина», «Новая Аррия» и др.). Жизнь — это карточный домик, падающий от легкого дуновения («Буря и натиск»). Однако в драме «Simson Grisaldo» пока еще в полуиронической форме намечаются основы новой житейской мудрости. Мелкобуржуазный интеллигент, К., продолжая ненавидеть

309 современный ему соц.-полит. строй, проповедует капитуляцию перед ним. Эта точка зрения развита в ряде романов [«Fausts Leben» (Жизнь Фауста, 1791), «Die Geschichte Giafars» (История Джафара, 1792), «Die Geschichte Raphaels de Aquilas» (История Рафаэля де Аквила, 1793) и др.], написанных в России, куда он приезжает в 1780 и где остается жить до смерти, достигая высоких чинов и почестей (при содействии Павла I он становится шефом пажеского корпуса, куратором Дерптского университета, возводится в чин генерал-лейтенанта). Фауст — герой одноименного романа — стремится внести в мир справедливость, однако все его благородные поступки лишь порождают еще большее зло. Ничтожный «червь» не может брать на себя обязанности судьи и мстителя за зло, «нарушая ход огромного и точно функционирующего механизма», он не способен принести пользу страдающим и угнетенным. Впрочем подобная «мудрость» не свидетельствует об окончательном примирении К. с действительностью. Его последние романы, исполненные горечью, переходящей нередко в мизантропию, с чрезвычайной яркостью продолжают рисовать мрачные стороны современного К. строя (напр. в «Фаусте» сцена самоубийства крестьянина, гибнущего от эксплоатации господ). Библиография: I. «Жизнь, деяния и гибель Фауста», перев. А. Лютера, М., 1913; Werke, 12 Bde, 1809—1815; Ausgewahlte Werke, 12 Bde, 1841; Dramatische Jugendwerke, Hrsg. von Berent und Wolff, 3 Bde, 1912—1913. II Erdmann O., ?ber F. M. Klingers dramatische Dichtung n, 1877; Schmidt E., Lenz und Klinger, 1878; Rieger M., Kling in der Sturm und Drangperiode, 2 Bde, 1880—1896; Prosch F., Klingers Romane, 1882; Pfeiffer G. J., Kling rs Faust, 1890; Jacobowski L., Klinger und Shakespeare, 1891; Philipp E., Beitr?ge zur Kenntnis von Klingers Sprache und Stil, 1909; Hedike F., Die Technik der dramatischen Handlung in Klingers Jugenddramen, 1911; Kurz W., Klingers «Sturm und Drang», 1913; Sturm E., F. M. Klingers philosophisch Dramen, 1916; M?ller J., Fr. M. Klingers kulturphilosophische und politische Anschauungen, 1921; Bollag J., F. M. Klingers Kulturprogramm in seiner Abh?ngigkeit von Rousseau, 1922; Palitzsch O. A., Erlebnisg halt und Formproblem in Klingers Jugenddramen, 1925. Б. П.

Литературная энциклопедия.