(в рукописях П. Арбитр) — римский писатель I в. нашей эры, автор лишь частично сохранившегося (отрывки из XIV—XVI книг) комико-реалистического романа «Сатуры» (или «Сатирикон»); повидимому тождествен с тем П., к-рый был «арбитром изящества» и законодателем вкусов и развлечений при дворе Нерона и вскрыл себе жилы, будучи заподозрен в заговоре против императора. Как лит-ое явление роман П. стоит в античной лит-ре изолированно. Автор — законченный представитель аристократического эстетства — с презрительно-небрежной иронией обнажает перед читателем изнанку римского быта, жестоко высмеивая при этом подымающиеся средние классы — вольноотпущенников, муниципальных землевладельцев и торговцев — и афишируя беспощадную откровенность своих зачастую порнографических описаний. По сюжетной схеме роман П. может рассматриваться как пародия на эротический роман: главные герои «Сатирикона» — скитающийся искатель сомнительных приключений, преследуемый «гневом Приапа», бога половой силы, и его возлюбленный, мальчик (в античном эротическом романе влюбленную пару преследует «гнев» Афродиты). Герои эти попадают во всевозможные переделки, в к-рых фигурируют лупанары, оргии тайных культов, колдуньи, дамы, жаждущие приключений, искатели наследств, бродячие поэты-неудачники — пестрый калейдоскоп персонажей и ситуаций, являвшихся обычным уделом «низших» жанров античной лит-ры — новеллы и мима. Центральный
624 эпизод сохранившейся части романа, «Пир Тримальхиона», содержит блестящие зарисовки новобогачей-вольноотпущенников и их быта. По внешней форме «Сатирикон» представляет собой «мениппову сатиру» — чередование прозы со стихами — и содержит многочисленные вставные новеллы и стихотворения, но от обычной менипповой сатиры отличается как объемом и широтой захвата, так и отсутствием каких бы то ни было обличительных или морализующих установок. Петроний проповедует «откровенность», и художественные достоинства романа не могут скрыть идеологического разложения той верхушки правящего класса, к которой принадлежит утонченный эстет-автор. Роман откликается и на злободневные литературные споры: вкрапленная поэма «О гражданской войне» пародирует Лукана; много места занимает полемика против модного риторического стиля. Реалистической установке «Сатирикона» соответствует и чуждый всякой вычурности яз., приближающийся к обыденной речи; П. иногда прибегает и к языковой характеристике персонажей, уснащая их речь диалектизмами. Благодаря своеобразной литературной позиции П. роман исключительно ценен как источник для знакомства с римским бытом и живым латинским яз. Объем романа в целом неизвестен: много читавшийся в древности, он пострадал в средние века от ряда последовательных сокращений. Даже в дошедшей до нас части только эпизод «Пира Тримальхиона» сохранен полностью: от прочих эпизодов остались лишь извлечения, позволяющие в общих чертах судить о ходе действия. В XVII в. Нодо (Nodot) попытался заполнить пробелы романа якобы на основании новонайденной рукописи, и хотя фальсификация была немедленно обнаружена, «дополнения» Нодо продолжают фигурировать во многих, в том числе и русских переводах «Сатирикона». Библиография: I. Издания текста: Buecheler-Heraeus, Berlin, 1922; Ernout, Paris, 1922; комментарий к «Пиру Тримальхиона», Friedlander, Lpz., 1891 (русск. перев., под ред. Б. И. Ярхо, Л., 1924). II. Потемкин В., Петроний и его роман, «Русская мысль», 1900, VII; Клингер В., Петроний и его роман, Киев, 1908; Boissier G., L’Opposition sous les C?sars, P., 1875 (русск. перев.: «Общественное настроение времен римских цезарей», П., 1915; Collignon A., ?tude sur P?trone, P., 1892; Его же, P?trone au moyen ?ge et dans la litt?rature fran?aise, P., 1893; Thomas E., L’envers de la soci?t? romaine-P?trone, 2-me ?d., P., 1901; Collignon A., P?trone en France, P., 1905; Rosenbl?th M., Beitr?ge zu Quellenkunde v. Petronien Satiren, Diss., Киев, 1909. И. Троцкий