Николай Николаевич [1879—] — драматург и театральный теоретик. По исходной точке зрения своего изощренного эстетизма он очень близок Оскару Уайльду (см.) . Как Уайльд скорбел об «упадке лжи»,
14 видя в ней принцип высшего творчества, так и Е. считает признаком общекультурного оскудения «упадок позы и фразы» и выдвигает врожденный человечеству инстинкт «театральности» основой всякого «жизненного порыва» и «творческой эволюции». Этот «магический» инстинкт театрального «преображения» и игры рисуется Е. как «всемагнит и всемотор» человечества во всем его историческом пути. Таким образом мировоззренчески-эстетическая точка зрения Е. шире непосредственного понятия искусства, она — искусство жизни, она — по его определениям — «театрократия», «театр для себя». Подобно Уайльду и Е. тянет при этом часто ко всему вычурному, пряно-эротическому и извращенному, к «гимну-позе». Самое происхождение театра Евреинов хочет видеть в фаллическом культе Диониса и связанном с ним аграрно-эротическом разгуле, вначале носившем жестокий, вплоть до жертвоприношений, характер и только позже смягчившемся до того, что Плутарх мог уже говорить о нем, как о празднике веселом и простом. В области театрального метода Е. долгое время увлекался вполне совпадающей с его мировоззрением и по существу перерастающей рамки театра идеей монодрамы. Сущность монодрамы — в такой реконструкции литературно-театрального образа, когда театральная драма становится «моей драмой», т. е. драмой самого зрителя, который тем самым делается действующим лицом. Произведением, близкими монодраматической форме, он считает «Черные маски» Леонида Андреева. Не получив удовлетворения в таком монодраматическом построении спектакля на сценах больших театров (театры Комиссаржевской и Суворина в Петербурге), Е. со всей страстностью переносит свои искания в область малых форм сценического гротеска («Веселый театр» и театр «Кривое зеркало», руководимый известным театральным критиком А. Р. Кугелем). Крайний субъективизм, эстетический культ «искусственности» Е. были конечно только отражением пресыщенности эпохи буржуазного «декаданса» (упадочничества), имевшего в Евреинове одного из ярких, темпераментных и разносторонних выразителей. Библиография: Введение в монодраму, СПБ., 1909; Испанский театр XVI—XVII вв., Сб. ст. Дризена Н., Миклашевского К. и Евреинова Н., СПБ., 1911; К постановке «Хильперика», Реферат, СПБ., 1913; Pro scena sua. Режиссура. Лицедеи. Посл. проблемы театра, СПБ., 1913; Театр как таковой. Обоснование театральности в смысле положительного начала сценического искусства и жизни, СПБ., 1913 (2-е дополн. изд. под ред. П. Ярославцева, П., 1923); Драматические сочин., т. II, СПБ., 1914; Театр для себя, ч. 1, СПБ., 1915; Происхождение драмы. Первобытная трагедия и роль козла в ее возникновении, Фольклористические очерки, П., 1921; Первобытная драма германцев. Из праистории театра германо-скандинавских народов, П., 1922; Театральные инвенции, М., 1922; Театральные новации, П., 1922; Театрализация жизни. (Поэт, театрализующ. жизнь), [характеристика В. Каменского], М., 1922; «Самое главное». Для кого комедия, а для кого и драма, в 4 д., П., 1921; Оригинал о портретистах. (К проблеме субъективизма в искусстве), М., 1922; Драматические сочин., т. III (Пьесы из репертуара «Кривого зеркала»), П., 1923; Азазель и Дионис. О происхождении сцены в связи с зачатками драмы у семитов, предисл. Б. И. Кауфмана, М., 1924. Эм. Бескин