Значение МИНИАТЮРА (В ИЗОБР. ИСКУССТВЕ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое МИНИАТЮРА (В ИЗОБР. ИСКУССТВЕ)

(франц. miniature, итал. miniatura, от лат. minium - киноварь, сурик, которыми в древности расцвечивались рукописные книги), произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и особой тонкостью художественных приёмов. Термин 'М.' применяется и к некоторым литературным и музыкальным произведениям (см. Миниатюра в литературе, театре, цирке, на эстраде). Специфический вид М. - живописные или графические (иногда резные) изображения (особенно портретные), имеющие самостоятельный характер. Особая разновидность М. - живопись лаком, маслом или темперой на поверхности небольших лаковых изделий (см. Лаки художественные ) .

Одну из основных областей художественных М. составляет книжная М. - сделанные от руки рисунки, многоцветные иллюстрации гуашью, клеевыми, акварельными и другими красками в рукописных книгах, а также изобразительно-декоративные элементы оформления этих книг - инициалы, заставки и др. Книжные М. известны уже в Древнем Египте ('Книга мёртвых' эпохи Нового царства с рисунками пером и плоскостной живописью непрозрачными красками на папирусе; см. илл.). Позднеантичная М. 4-6 вв. (гуашь или рисунок пером на папирусных свитках и в кодексах на пергамене) отличается достоверностью изображения фигур и свето-воздушной среды ('Илиада' Гомера, около 500, библиотека Амброзиана, Милан). В византийской М. (преимущественно религиозной рукописи) вплоть до 10 в. сохраняются позднеантичные приёмы ('Парижская псалтирь', 10 в., Национальная библиотека, Париж; см. илл.), но в основном господствуют условность, плоскостность изображения, экспрессивность жестов; появляются и жизненно-непосредственные, политически полемичные сцены ('Хлудовская псалтирь', 9 в., Исторический музей, Москва; см. илл.). Для средневековой западная М. характерно обилие локальных школ. В М. времени Меровингов (5-8 вв.) развивается плоскостный стиль со своеобразным орнаментом из птиц и рыб ('Геласианский сакраментарий', середина 8 в., Ватиканская библиотека). Ирландские и англосаксонские рукописи 7-9 вв. украшались М. крупных размеров, в которых экспрессивные изображения евангелистов заключены в стилизованную орнаментальную рамку, а развороты страниц сплошь покрыты узорами отвлечённого, но полного жизни и энергии плетёного орнамента ('Евангелие из Дарроу', 7 в., Тринити-колледж, Дублин). Рукописи 'Каролингского возрождения' наряду с крупноформатными М., следующими позднеантичным образцам ('Евангелие Ады', нач. 9 в., Городская библиотека, Трир), украшались и динамичными, выразительными рисунками пером ('Утрехтская псалтырь', 9 в., библиотека университета в Утрехте; см. илл.). К концу 10 в. западно-европейская М. испытывает воздействие византийская М.: её иконография обогащается сценами из Евангелия и житий святых, художественный язык становится более условным, образы святых напряженно-экспрессивными ('Бамбергский Апокалипсис', около 1020, Государственная библиотека, Бамберг). Плоскостные и бесплотные фигуры романских М. 11-12 вв. заключены в чёткие композиционные схемы. Вместе с тем в М. проникают элементы народного творчества ('Моралия' святого Григория Великого, 1109-33, Муниципальная библиотека, Дижон). В готической М. 13-15 вв. усиливается стремление правдиво запечатлеть натуру. М. дополняют и комментируют текстовые фигуры приобретают живость. Важная роль отводится пейзажу, интерьеру, архитектурному обрамлению сцен. Появляются крупные мастера М. (А. Боневё, Жакмар д'Эден во Франции и др.). Широта и меткость наблюдений, изображение реальной конкретной среды характерны для М. братьев Лимбург ('Богатейший часослов герцога Беррийского'; см. илл.) и братьев ван Эйк. Во 2-й половине 15 в. Ж. Фуке и С. Мармион применяют в М. элементы линейной и воздушные перспективы, воссоздают напоённые светом и воздухом сельские и городские пейзажи Франции ('Часослов Этьенна Шевалье' Ж. Фуке, 1450-55, разные музеи Европы).

В 11 в. в Древней Руси М. в основном следовали византийским образцам ( Остромирово евангелие , 1056-57, Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ленинград; см. илл.). В 12-15 вв. наряду с крупными М., близкими современным им фрескам и иконам ('Евангелие Хитрово', конец 14 - начало 15 вв., библиотека СССР им. В. И. Ленина, Москва), появляются живые и непосредственные рисунки на полях (инициалы новгородских рукописей 12-15 вв. с плетёным орнаментом, с фантастическими и реальными фигурами). В конце 15 в. в М. проникают светские (главным образом исторические и бытовые) сюжеты ( Лицевой летописный свод , 1540-60-е гг., разные библиотеки СССР). На Украине создаётся особый ярко-живописный вид М. ('Пересопницкое евангелие', 1556-61, Государственная библиотека УССР им. КПСС, Киев). В М. 17 в. часто встречаются исторические сюжеты, портреты, аллегории ('Сийское евангелие', 1693, библиотека АН СССР, Ленинград). Создававшиеся в 17-19 вв. 'поморские рукописи' украшались богатым, сочным, но несколько грубоватым орнаментом с барочными мотивами ('Евангелие', 1678, Оружейная палата, Москва).

В средневековой Армении местные школы М. известны с 6-7 вв. В целом для арм. М. характерны роскошное декоративно-орнаментальное убранство, чёткие композиционные построения, насыщенный цвет. В 9-10 вв. наряду с динамичными, графичными, связанными с народным искусством М. ('Лазаревское евангелие', 887) имеются и парадно-монументальные, обильно украшенные золотом ('Эчмиадзинское евангелие', 989; оба - в Матенадаране, Ереван). Из школ 13-14 вв. наиболее значительна киликийская школа . М. её главы Тороса Рослина (2-я половина 13 в.) отличаются психологической выразительностью, мягким и точным рисунком, богато разработанным орнаментом. Грузинская М. 9-10 вв., связанная с местной традицией, отличается линейностью и яркостью расцветки ('Мцхетская псалтырь', 10 в.). Византинизирующее направление в М. придерживалось техники многослойного письма с применением золота ('Гелатское четвероевангелие', 11 в.; см. илл.; оба - в институте рукописей АН Грузинской ССР, Тбилиси). В 17 в. иллюстрировались светские книги (особенно 'Витязь в тигровой шкуре' Ш. Руставели).

В средневековой арабской М. выделяются школы: египетская, стилистически связанная с коптским искусством, сирийская, находившаяся под сильным византийским влиянием, и иракская, где наряду с пышными сценами придворной жизни распространены лаконичные по стилю иллюстрации к научным трактатам ('Фармакология' Диоскорида, 1222, в разных музеях мира). Иранская, афганская, среднеазиатская и азербайджанская М. (расцвет которой относится к 1-й половине 15 в.) органически связана со всем художественным оформлением рукописи. Богатейшие узорные композиции, лирические пейзажи, тонкий линейный ритм, изысканные цветовые сочетания определяют её декоративный образный строй (см. Гератская школа , Тебризская школа , Исфаханская школа ) . В 16-17 вв. в Иране и других странах появляется портретная М. В раннесредневековой индийской М. плоскостные, стилизованные изображения, чёткая каллиграфическая линия к 16-17 вв. сменяются стремлением к точной фиксации отдельных деталей, тщательному изображению человеческого лица при сохранении традиционной плоскостности, схематичности и декоративности. Часто встречаются героико-исторические сюжеты ('Бабур-наме', конец 16 в., Музей искусства народов Востока, Москва). Развиваются портретный и анималистические жанры (см. Гуджаратская школа , Могольская школа , Раджпутская школа ) . М. (рисунки пером на пальмовых листьях) известна в Индонезии и других странах Юго-Восточной Азии. У ацтеков, миштеков, майя близки к пиктографии уверенные и смелые, сочные по цвету рисунки (миштекский 'Кодекс Борджа', 14-16 вв., Ватиканская библиотека). См. также Книга .

Портретная М. - вид живописного (иногда резного, см. Резьба художественная ) портрета небольшого формата (от 1,5 до 20 см ) на табакерках, часах, перстнях, в медальонах и т. п. Портретные М. пишутся гуашью, акварелью по пергамену, картону, бумаге, слоновой кости, иногда маслом по металлу, керамическими красками по фарфору, а также в технике эмали. Как особый жанр живописи портретная М. складывается в эпоху Возрождения и связана по стилю и технике как с книжной М. (Дж. Кловио и другие в Италии, 16 в.), так и с общим развитием реалистического искусства. Точностью и документальностью, концентрированной ясностью психологической характеристики отличаются портретные миниатюры Х. Хольбейна Младшего в Германии и Англии (где работали его ученики Н. Хиллиард и А. Оливер). Во Франции 16 в. выделяются работы Ж. Фуке и эмалевые портретные миниатюры Л. Лимозена. В 17 в. швейцарец Ж. Петито в технике эмали делает копии с живописных парадных портретов. Полные мужественной энергии акварельные портреты деятелей Английской революции 17 в. создал С. Купер. В 18 в. портретная М. достигает расцвета. Итальянка Р. Каррьера вводит технику живописи гуашью на пластине слоновой кости с цветным фоном. В конце 18 - начале 19 вв. в жанре портретной М. работают: Ж. Б. Массе, О. Фрагонар, Ж. Б. Ж. Огюстен, Ж. Б. Изабе и др. - во Франции; Р. Косуэй, Дж. Смарт, Н. Э. Плаймер - в Англии; австрийцы М. М. Даффингер, Г. Ф. Фюгер. В России первые правдивые и непрезентабельные портретные М. (главным образом эмалевые) появились в 18 в. (Г. С. Мусикийский, А. Г. Овсов, Д. И. Евреинов, П. Г. Жарков, с 1779 возглавивший класс миниатюрной живописи в АХ в Петербурге). В конце 18 - начале 19 вв. тонкие и одухотворённые портреты пишут Г. И. Скородумов, В. Л. Боровиковский, А. Ритт и др. В области портретной М. работали также Н. И. Аргунов, А. К. Головачевский, М. И. Теребенёв, П. О. де Росси, К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, П. Ф. Соколов и др. Портретная М. исчезает к середине 19 в. в связи с распространением дагерротипов и фотографии.

Лит.: Врангель Н., Миниатюра в России, СПБ. 1909; Свирин А. Н., Миниатюра древней Армении, М. - Л., 1939; его же, Древнерусская миниатюра, М., 1950; Martin F. R., The miniature painting and painters of Persia, India and Turkey..., v. 1-2, L., 1912; Lowe E. A., Codices latini antiauiores, v. 1-6, Oxf., 1934-53; We itzmann K., Illustrations in roll and codex, Princeton, 1947; Diringer D., The illuminated book, its history and production, L., 1958; Darmon J. E., Dictionnaire des peintres miniaturistes..., P., [192...].

Большая советская энциклопедия, БСЭ.