Значение ДРАМА ВЕРТЕПНАЯ в Литературной энциклопедии

Что такое ДРАМА ВЕРТЕПНАЯ

получила свое название от вертепа — кукольного театра, имеющего форму двухэтажного деревянного ящика, по архитектуре напоминающего сценическую площадку для представления средневековых мистерий. Началом Д. в. надо считать рождественскую драму марионеток, перешедшую в XVII в. из Западной

[s]le3-543.jpg[/s]

Украинский вертеп. Из собр. Г. И. Галагана

544

[s]le3-544.jpg[/s]

Персонаж вертепного театра «Племянник сатаны»

Европы в Польшу; в это же время Д. в. появляется и на Украине. Обычное содержание ее таково: царь Ирод узнал от волхвов, что родился Христос, претендент на его престол; желая избавиться от опасного соперника, он призывает воина и приказывает ему избить в Вифлееме всех младенцев «от двух лет и ниже»; воин выполняет приказ, но «одна старая баба Рахиль не дает своего дитенка бити». Рассвирепевший Ирод повелевает убить младенца Рахили. За злодеяния Ирод платится жизнью: смерть отрубает ему голову, а черти тащат его труп в ад. После гибели Ирода — с пением, пляской, поздравительными виршами появляются, один за другим, на сцене цыган, еврей, еврейка, москаль, венгерец, дед, баба, ксендз (в польском вертепе), пономарь (в украинском), — словом все персонажи театральной интермедии XVII и начала XVIII вв. Отсюда ясно, что текст Д. в. распадается на две части: 1. собственно рождественская драма и 2. механически привязанная к ней сатирически-бытовая интермедия. Первая более или менее устойчива в своей композиции и, в зависимости от местности, видоизменяется только редакция текста; устойчивы, в первой части и персонажи: волхвы, три царя, Рахиль, воин, Ирод; вторая же часть, преследуя цели бытовой сатиры, изменяется в зависимости как от местности, где разыгрывается спектакль, так и от находчивости и одаренности вертепщика. Число действующих лиц-кукол в Д. в. доходит до 40. В смысле драматургическом Д. в. крайне примитивна: в ней нет развития действия, а есть ряд отдельных сцен, иногда спаянных, а иногда не спаянных друг с другом. Движение обусловливается появлением, исчезновением кукол, пляской и дракой; представление всегда сопровождается пением и музыкой. Средой, в которой

545 родилась, выросла и получила распространение Д. в., приходится считать украинское студенчество, гл. обр. киевские «спудеи», которые способствовали занесению ее и на север, напр. в Сибирь. Время существования Д. в. в Польше и России исчисляется приблизительно 200-летним периодом. В первой половине XIX в. Д. в. как бытовое явление исчезает, появляясь временами в глухих местах Белоруссии и Украины и более прочно задерживаясь в быту украинского крестьянства Восточной Галиции. Опубликованный в книге Е. Марковского текст Хорольского вертепа, записанный в 1928, свидетельствует, что Д. в. на Украине дожила до наших дней. Библиография : Марковський, Украінський вертеп. Розвідки й тексти, в. I, вид. Всеукраінськ. акад. наук, Киів, 1929; Белецкий А., Старинный театр в России. Зачатки театра в народном быту и школьном обиходе Южной Руси Украины, М., 1923; Петров, Южно-русский театр и в частности вертеп, «Киев. стар.», 1882, XII; Кисіль О., Украінський театр, вид. «Книгоспилка», Киів, 1905; Галаган, Украінський вертеп, «Киев. стар.», X, 1882; Франко, До исторіі укр. вертепу XVIII в., I в., «Зап. Наук. т-ва ім. Шевченка», Львов, 1906, т. 71—73; Его же, Нові матеріали до історії украінського вертепу, там же, т. 82, 1908; Щукин Н., Вертеп, «Вестн. Географич. о-ва», т. II, СПБ., 1860; Перетц Вл., Кукольный театр на Руси (исторический очерк), «Ежегод. имп. театров», СПБ., сезон 1894—1895 (приложение, кн. 1) и т. д., СПБ., 1895; Виноградов Н. Н., Великорусский вертеп, «Изв. Отд. русск. яз. и словесн. Акад. наук», т. X, кн. 3 и 4, СПБ., 1905 (с подробн. библиографией); т. XI, кн. 4, СПБ., 1906 (дополнения к библиографии) Его же, Белорусский вертеп, там же, т. XIII, кн. 2, СПБ., 1908; Кисіль О., Украинский вертеп, СПБ., 1916 (на русск. яз.); Киев, 1918 (на укр. яз., здесь же и библиография). М. Прыгунов

Литературная энциклопедия.