Значение слова ДРАМА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка

ДРАМА

-ы, ж.

1) только ед. Один из трех основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой), принадлежащий одновременно двум искусствам - театру и литературе.

Основные свойства драмы.

Особенности построения драмы.

2) собир. Литературные произведения, написанные в диалогической форме и предназначенные для исполнения актерами на сцене.

Европейская драма берет начало в творчестве древнегреческих трагиков.

Русская драма XIX в.

3) Литературное произведение в диалогической форме с серьезным сюжетом для исполнения на сцене.

Драма Пушкина "Борис Годунов". Театр драмы и комедии.

Впрочем, замечательного немного было в афишке: давалась драма г. Коцебу, в которой Ролла играл г. Поплевин, Кору - девица Зяблова, прочие лица были и того менее замечательны... ( Гоголь ) .

Синонимы:

постан'овка ( разг. ) , пь'еса

4) перен. Тяжелое событие, переживание, причиняющее нравственные страдания.

Любовная драма.

Народ пережил и ежеминутно переживает в себе, в частном быту своем, глубочайшие душевные драмы; он чутко наблюдателен; он упорно размышляет ( Розанов ) .

Синонимы:

бед'а , г'оре , несч'астье , траг'едия , уд'ар

Родственные слова:

драматург'ия , драмат'изм , драмат'ический , драмат'ичный , драматиз'ировать

Этимология:

Заимствовано через немецкое Drama или латинское drama из греческого языка (drama ‘действие’). В словарях - с 70-х гг. XVIII в. , первоначально в форме драмма .

Энциклопедический комментарий:

Появление драмы как самостоятельного рода литературы подготовили древнегреческие трагики Эсхил , Софокл , Эврипид , комедиограф Аристофан. Обращаясь к традициям массовых празднеств , имевших обрядово-культовые истоки , к хоровой лирике и ораторскому искусству , они создали драму , в которой персонажи общались не только друг с другом , но и с хором , выражавшим умонастроения автора и зрителей. Античной драме поручалась роль общественного воспитателя , ей присущи философичность , величие трагедийных образов , яркость карнавально-сатирической игры в комедии.

Европейская драма нового времени , используя принципы античного искусства (прежде всего в трагедиях) , продолжала традиции средневекового народного театра , преимущественно комедийно-фарсового.

Драма как жанр воспроизводит прежде всего частную жизнь людей , но ее главная цель (в отличие от комедии) - не осмеяние нравов , а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом. Жанр драмы сложился во второй половине XVIII в. у просветителей (мещанская драма во Франции и Германии). Ее интерес к социальному укладу и быту , нравственным идеалам демократической среды , к психологии "среднего человека" способствовал укреплению реалистических начал в европейском искусстве.

Популярный толково-энциклопедический словарь русского языка.