Значение слова ГОУТОРН в Литературной энциклопедии

ГОУТОРН

Натаниель [Nathaniel Hawthorn, 1804—1864] — северо-американский писатель. Первый роман Г. «Fanshawe» был им издан в 1828 за собственный счет и оказался настолько неудачным, что писатель впоследствии уничтожил это издание. Г. участвовал в различных журналах своего времени, в к-рых печатались его первые рассказы: «Похороны Роджера Мальвина», «Благородный мальчик» и др. Они были изданы под общим заглавием «Дважды рассказанные истории» (Twice told Stories, 1837). Позднее появились другие сборники очерков и рассказов Г.: вторая серия «Дважды рассказанных историй» [1842], «Чудесная книга» (A Wonder Book, 1851), детские рассказы на темы греческой мифологии, «Тэнгльвудские истории» (Tanglewood Tales, 1853), «Дедушкино кресло» (Grandfathers Chair, 1841), детские рассказы и сказки — «Моисей из Олдмэнса» (Moses from an Old Mance, 1846), «Снегурочка» (The Snow Image, 1851), «Наш старый дом» (Our Old Home, 1863) и др. Рассказы Г. можно разделить на три цикла: исторические («Седой боец», «Маскарад Гоу», «Портрет Эд. Рандольфа», «Мантилья леди Элеоноры», «Старая Эстер Дудли» и др.), бытовые, — в к-рых Г. изображает современную ему действительность («Катастрофа с мистером Гиггинботем», «Тройная судьба», «День сборщика пошлин», «Деревенский дядя», «Семь бродяг» и др.), и фантастические («Дочь Раппачини», «Молодой Браун», «Снегурочка», «Пророческие картины», «Родимое пятно», «Свадебный похоронный звон», «Пещера Трех Холмов», «Старая дева» и др.); неоконченные рассказы и повести, опубликованные после

666 его смерти — «Септимус Фильтон» [1872], «Тайна д-ра Гримшоу» [1883] и другие. Первый цикл рассказов Г. только условно может быть назван историческим: художник берет исторические события как фон, на к-ром развертывает мотивы о влиянии потустороннего мира на человека и бессилии людей перед таинственными силами. Эти основные мотивы его творчества объединяются с мотивами политическими и социальными. Г. обращается к тем моментам истории Америки, вернее — Новой Англии, когда окрепшая пуританская буржуазия выступала против ставленников Британии — губернаторов-аристократов (особенно характерен в этом отношении рассказ «Старая Эстер Дудли»). Современную действительность в ее реальных отношениях Г. отображал почти исключительно лишь в своих бытовых набросках и очерках («Ручеек из городского насоса», «Вид с колокольни» и др.). В произведениях, где развиты и сюжет и жизненные противоречия, Г. берет действительность в моменты резкого конфликта обычного уклада с необычным. Действительность воспринимается как нечто, подлежащее изменению; Г. берет ее в движении, но стимулы к ее изменению видит лишь в случайностях, к-рые в конечном счете не могут снять противоречий. Отсюда — обычно трагичность финалов его наиболее сложных и развитых рассказов. В своих фантастических рассказах Гоуторн лишь в очень редких случаях обращается к сверхъестественному, как особому потустороннему миру («Молодой Браун», «Пещера Трех Холмов»). Явления фантастического и чудесного Г. берет как символы жизни, наполненной иным, лучшим содержанием по сравнению с окружающей мещанско-деляческой действительностью. Герои этого чудесного мира для Гоуторна, в противовес представителям современного ему буржуазного общества, — явления положительные. Находясь в противоречии с

667 действительностью, писатель дает ее противоречиям ирреальное разрешение. В своих романах: «Багровый знак» (The Skarlet Letter, 1850), «Дом с семью шпилями» (The Hause with the sewen Gables, 1851), «Блитдэйль [The Blithedale Romance, 1852 (изображающем знаменитую «Brook Farm», «коммунистическую» общину интеллигентов)] и «Мраморный фавн» (The Marble Faun, 1860) Г. берет мир в смене явлений, различные стороны и явления бытия не отделены для него абсолютно одно от другого; «от самых врат рая тропинка ведет в преисподнюю» («Багровый знак»), добро и зло — разные стороны одного явления, преступление есть вместе с тем и исправление, отступление от должного есть одновременно и возвращение к нему; нарушение есть и утверждение нарушенного: героиня «Багрового знака» совершает преступление, но ее судьи — еще худшие преступники, она же в своем «грехе» обретает подлинное понимание жизни и этим искупает его; Зинобия в «Блитдэйль» — воплощение радости, но кончает самоубийством, Присцилла, — воплощение безволия и печали, но оказывается победительницей в борьбе с Зинобией и т. д.; семейство Пинчеон в «Доме с семью шпилями» обременено роковым проклятием, оно возрождается в каждом новом поколении, но эта обреченность является основой движения, именно в силу этой обреченности проклятие к конце концов уничтожается; герой «Мраморного фавна» с роковой неизбежностью приходит к убийству Мириам, она с той же неизбежностью идет к тому, чтобы стать жертвой, но это преступление пробуждает его от безразличного пассивного отношения к действительности, делает его человеком. Своеобразие диалектики Г. заключается в том, что, воспринимая бытие в его движении, писатель кладет в его основу идею предопределенности всего сущего. Г. суживает противоречия, перенося их только в область психики, действенность его героев направлена на изменение их самих, а не окружающих условий. Отступление от нормы внутренне перерождает его героев, а их возрождение приводит в конце концов к утверждению общества, от к-рого они отталкиваются. Общественный конфликт становится психологическим, и разрешение противоречий обращается в свою противоположность — в их утверждение. Г. в своих романах остается художником той группы мелкой буржуазии первой половины XIX в., к-рая была слишком консервативна, чтобы вплотную войти в радикальное утопическо-социалистическое движение того времени, и в то же время была слишком радикальна, чтобы примириться с обществом, главной силой к-рого была стремительно растущая самодовольная буржуазия. Библиография: I. Русск. перев.: Дом о семи шпилях, СПБ., 1852; Красная буква, СПБ., 1856; Монте-Бени, СПБ., 1861; Книга чудес, Расск. для детей из мифологии, СПБ., 1896 (и СПБ., 1912—1914, 2 тт.); Фантастические рассказы, М., 1900; Багровый знак, 1912; Блитдэйль, 1913; Лучшее американское изд.: New Waiside Edition, Bvs., 1902.

668 II. Венгерова З., Американская лит-pa, «История западной лит-ры», под ред. проф. Ф. Д. Батюшкова, т. III; Великие американские писатели, Трента и Эрскина, СПБ., 1914; Bibliography of N. Hawthorn by N. E. Browne, Am., 1905. О роли Г. в развитии американской новеллы: Hawthorn and the short-story by W. M. Harte, Am., 1900. О лит. группе Г.: Hawthorn and his Circle by Julian Hawthorn, Am., 1903. Общие труды о жизни и творчестве: Life and Genius of N. Hawthorn by F. Q. Stearns, Am., 1906; The Rebellious Puritan: Portrait of N. Hawthorn by Lloyd Morris, Am., 1927, 1928; Избранные места из дневников Г. — The Heart ot Hawthorn’s Journals, edited by Newton Arvin, Am., 1929. С. Динамов

Литературная энциклопедия.