Значение слова ГЛИВЕНКО в Литературной энциклопедии

ГЛИВЕНКО

Иван Иванович [1868—] — историк всеобщей лит-ры. Р. в семье земского фельдшера. Впервые выступил в печати в 1893 («Северный вестник», перевод с испанского плутовского романа XVI в. «Лазарильо из Тормес»). Участвовал в журнале «Известия Киевского университета» [1902—1903], «Педагогическая мысль» [1904], «Кр. архив» [1922—1924], «Красная новь» [1924], «Октябрь» [1925], «Печать и революция» [1926]. До революции Г. читал лекции по всеобщей лит-ре в Киевском университете, в настоящее время состоит профессором этнолого-лингвистического факультета I МГУ. Гливенко напечатал свыше 30 трудов, среди к-рых теоретический характер носят две работы: «Этюды по теории поэзии», «Поэтическое изображение и реальная действительность». Поэзию как искусство Г. делит на два вида: поэзия изобразительная (эпические и драматические произведения) и поэзия выразительная (произведения лирические); этот двоякий характер словесного искусства определяется различными воздействиями, производимыми поэтическими произведениями на читателя или слушателя [ср. учение об искусствах образных и лирических у Д. Н. Овсянико-Куликовского (см.) ]. Изобразительная поэзия пользуется тремя основными видами лит-ого изображения: индивидуальное, типическое и идеальное изображение. В зависимости от преобладания в произведениях писателя какого-либо вида изображения писатель относится к тому или другому лит-ому направлению. «Лит-ые изображения создают поэты, лит-ые направления создают читатели», т. е. отдельные группы читателей, «вкусы» к-рых удовлетворяют произведения данного направления. «Вкусы» же эти удовлетворяют «произведения, признанные правдоподобными прежде всего». Так. обр. не только в области классификации искусств (зависящей у Г. от характера читательского восприятия), но и в вопросе о лит-ых направлениях Г. по существу остается на точке зрения психологической школы в литературоведении, ибо критерий «правдоподобия» является критерием субъективным (см. « Психологический метод » ) . Из его историко-литературных работ наиболее значительны: обстоятельная монография о В. Альфьери, знакомящая русского читателя

557 с одним из крупнейших европейских писателей XVIII в., и «Чтения по истории всеобщей лит-ры» (написана в духе историко-культурного метода). Библиография: I. Руководство для изучения итальянского яз., Киев, 1899 (2-е изд., СПБ., 1912, 3-е изд. Гиз, М., 1922); Типы героев в литературе в их отношении к действительности. Историко-литературная гипотеза, «Унив. изв.», 1904, № 5 и отд. Киев, 1904; Витторио Альфьери. Жизнь и произведения, т. I, «Зап. ист.-фил. ф-та СПБ. университета», ч. CV, СПБ., 1912; Чтения по истории всеобщей литературы, Киев, 1912 (2-е изд., Гиз, М., 1922); Хрестоматия по всеобщей литературе, Киев, 1914 и др. Этюды по теории поэзии, I. О лит-ом произведении и лит-ом изображении, Харьков, 1920; II. Поэтическое изображение и реальная действительность, М., 1929. II. Коган П., «Печать и революция», кн. I, 1921; Сакулин П., «Художественное слово», кн. II, 1921 (отзывы об «Этюдах»).

Литературная энциклопедия.