Леонид Иванович [1827—1893] — выдающийся украинский баснописец и поэт второй половины XIX в. Имя Г. связано с великим украинским общественным движением эпохи 60-х гг., со славной украинской плеядой: П. Кулишем, Н. Костомаровым, Белозерским, с эпохой журнала «Основа». Лит-ая и общественная деятельность Г. протекает гл. обр. в г. Чернигове. Под влиянием общего культурного и общественно-политического подъема страны после реформы 1861 украинская общественность Чернигова объединяется в особую организацию «Курінь», деятельным членом которой становится учитель гимназии — Глибов. Вскоре после выпуска в Петербурге журнала «Основа» Г. начинает издавать «Черниговский листок». Это издание, печатавшееся на русском и украинском яз., было демократическим органом, отражавшим в меру политических возможностей того времени проблемы и потребности культурно-общественной жизни Украины. В журнале затрагивались проблемы обучения и преподавания на украинском яз., свободы устного и печатного украинского слова, вопросы украинского яз. и лит-ры и т. д. «Черниговскому листку» удалось пережить
555 знаменитый валуевский циркуляр 18 июля 1863, в к-ром отрицалось самое существование украинского яз. («украинского яз. не было, нет и быть не может»). Только в сентябре 1863 было закрыто наконец это, наиболее счастливое из всех своих братьев — украинское периодическое издание. С закрытием «Черниговского листка» постигла кара и Г. Местная власть в лице губернатора обвинила Г. «в самых интимных отношениях с лицами, задумавшими проводить антиправительственные мысли под личиной распространения малороссийской грамотности». В результате Глибов был уволен с должности учителя гимназии и, лишившись заработка как главного средства к существованию, несколько лет находился в самых тяжелых материальных условиях. Впоследствии он получил место заведующего типографией в Чернигове и снова возобновил свою лит-ую и общественную деятельность. Произведения Г. написаны частью на украинском, частью на русском яз. Главную и самую ценную часть его литературного наследства составляют басни (байки). Кроме басен, он написал довольно большое количество лирических стихотворений, шутки, загадки и отгадки в стихах, стихотворные рассказы для детей, драматические сцены («До мирового»), поэмы («Перекати-поле») и т. д. Лит-ая деятельность Г. начинается в 40-х гг.: первые его украинские басни выходят в 60-х гг. и продолжают с перерывами печататься вплоть до 90-х гг. Басни Г. первого периода очень близки к главному лит-ому источнику поэта — Крылову — Ла Фонтену, представляя собой зачастую простой перевод басен Крылова на украинский яз. («Лебідь, щука і рак»). С течением времени басни Г., сохраняя сходство по содержанию с крыловскими, приобретают совершенно своеобразный характер. Кроме того Глибов пишет ряд оригинальных басен. Сильное видоизменение претерпевают у Г. самый жанр и стиль басни: она получает глубокую лирическую окраску и временами почти приближается к лирическому стихотворению («Мальований стовп» и «Сотерень»). Широкую разработку получает пейзажная часть басни («Горлиця і горобець», «Коник-стрибунець», «Шелестуни»). Исчезает крыловский лаконизм, четкость басенных характеристик и формул, сюжет басни утрачивает свою контурность, усиливается певучесть речи. Басня Г. благодаря внесению в нее лирических элементов перестает быть замаскированной общественной сатирой. Автор выражает открыто сочувствие социально-угнетенным и ненависть к угнетателям («Вовк та ягня»). Выдвигается на первый план национальный колорит басни. Басни Глибова широко отражают украинский мелкопоместный и крестьянский быт («Горлиця і горобець», «Кіт і баба», «Вареники» и другие). В них всюду рассыпаны блестки национального юмора. Самый лиризм
556 Глибовской басни — украинского происхождения. В нем много мягкости и задушевности, присущей народной украинской песне. Г. принадлежит к поколению украинской интеллигенции 60-х гг. Социальный пафос его творчества проникнут народничеством. Социальные симпатии и антипатии автора отличаются известным отвлеченным, «надклассовым» гуманизмом. Его произведения овеяны некоторым сентиментализмом. Библиография: I. Отд. изд. «Твори», за ред. Капустянського та Плевако, Харків, ДВУ, 1927; «Твори», вступна стаття Б. Шевелева, изд. «Сяйво». Н. Чирков