Михаил Прокопьевич [1889 —] — современный пролетарский поэт. Р. около г. Бугуруслана, сын железнодорожного рабочего и переездной сторожихи. С 9 лет работал на жел.-дор. полотне. Учился в Кинельской двухклассной школе и Самарском жел.-дор. техническом училище. В 1905 вступил в РСДРП, с осени 1906 до весны 1907 сидел в тюрьме. Осенью 1907, ускользнув из-под ареста при провале конспиративной квартиры с оружием и бомбами, эмигрировал за границу. Во Франции и Бельгии работал забойщиком, шахтером, слесарем, монтером. Совершил ряд морских и океанских рейсов в качестве кочегара, масленщика и угольщика. Исходил
469 пешком Францию, Бельгию, Италию, Альпы. С начала войны 1914—1918 — волонтер французской армии, был контужен. Осенью 1915 выслан в Россию за неподчинение властям и антивоенную пропаганду. Весной 1916 арестован, сидел на гауптвахте, отдан под надзор в саперный батальон. Сидел также в тюрьмах Франции, Бельгии, Италии. С 1917 — на ответственной партийной и советской работе (предгубисполком, губвоенком, председатель Самарского пролеткульта и т. д.). В 1921 году вышел из РКП (б). Герасимов начал писать в 1913. Участвовал в кружке рабочих писателей при клубе на Рю Рейн де Бланш (Париж) вместе с А. Луначарским, Ф. Калининым, А. Гастевым, П. Бессалько и др. Первые стихи и рассказ Г. появились в большевистском журнале «Просвещение» и в первом сборнике пролетарских писателей [1914]. В 1919 работает в Самарском пролеткульте, в 1920 входит в группу «Кузница» (см.) и избирается в первое правление ВАППа (см.) . В 1923 выходит из «Кузницы» и вообще организационно рвет с пролетарским литературным движением. Член правления ВСП. Герасимов — едва ли не крупнейший пролетарский поэт эпохи Пролеткульта и «Кузницы». В. Я. Брюсов назвал его «большим писателем в общем смысле слова» и «одним из мастеров свободного стиха». Центральная тема поэзии Г. — завод. Вокруг и на основе этой темы разрабатываются темы деревни и города, техники и природы и т. д. Ранняя поэзия Г. богата деревенскими мотивами. Из стихов Г., напечатанных в первом сборнике пролетарских писателей, стихотворение «Весеннее» воспевает крестьянский труд на лоне природы. Завод вызывает ненависть. Завод — чугунная темница. Рабочие скованы цепью, каждый — ржавое звено. Но ненависть к темнице завода постепенно сочетается с осознанием социальных противоречий, рождается ненависть к эксплоататорам и жажда борьбы. В связи с этим меняется отношение к заводу. Пришлец вываривается в фабричном котле. Этот процесс классически показан Герасимовым в стихотворениях «В сады железа и гранита», «В купели чугуна»: пришедшие от хат соломенных селений, где жизнь смирением горда, брошены в пламя горна, обласканы музыкой приводов, орлиной дробью шестерен, крещены в купели чугуна, забыли смиренную межу, завод облил их душу звенящим валом мятежа. Изживший деревенскую психологию поэт восклицает: «Как люблю тебя, весенний, искропламенный завод!» В замечательном стихотворении «Осенью» неизменная мощь завода противопоставляется бессильной печали полей и тихим всхлипываниям природы. Г. восторженно славит железо («Песня о железе»). Завод — могучая сила, сплотившая пролетариев и несущая переустройство мира. Любовь к заводу неотделима от
470 уверенности, что «красный флаг коммуны над миром будет пламенеть». На войну 1914—1918 Герасимов откликнулся стихами, выражающими трагедию пролетариев, кующих снаряды для убийства своих братьев («Алюминий», глава VI «Монны Лизы»). Октябрь выдвинул Г. в первый ряд поэтов, выразивших радость и величие первой победы пролетариата. Пролетариат — полновластный наследник всех культурных сокровищ человечества («Мы»). Вся вселенная, даже иные планеты доступны беспредельному могуществу победившего рабочего («Летим», «Мы победим»). Это величие пролетарской победы выражено Г., как и всей пролетарской поэзией тех дней, абстрактно-символически, в духе революционного романтизма. Исключение — поэма 1920 — «Простые строки» — с реалистическими штрихами (субботник, речь Ленина, лекция в клубе, дом отдыха). Урбанизм при абстрактности выражения обусловил сильное влияние на Г. символистов (см.) . Для поэтики Г. характерны: гиперболизм метафор, эпитетов, лексики, сложные словообразования, нередко даже мистические образы. Порою непреодоленное влияние символистов ведет к художественным срывам. Г. первый ввел в пролетарскую поэзию индустриальный и заводской образ природы. Переход к нэпу вызвал в Г. тягчайший идеологический и художественный кризис. Г. воспринял нэп как конец революции. В поэме 1921 «Черная пена» Г. провозгласил, что флаги облезли, опять проросло пошлое клеймо, выжженное прошлым на лбах, а рабочих-поэтов распяли на фонарных столбах. Отрыв от конкретной классовой борьбы и класса, неуменье справиться с новыми задачами, вставшими перед пролетарской поэзией, определили дальнейший путь Г. Революционный романтизм из приема передачи величия пролетарской революции выродился в своеобразную пантеистическую философию («Посев»). Культ завода, электричества переродился в «заводской пантеизм» и «заводскую схоластику». Творчество Г. последнего периода развивается в стороне от столбового пути пролетарской поэзии. Библиография: I. Автобиографию Г. см. : Львов-Рогачевский В., Книга для чтения по истории новой русской литературы, изд. 3-е, Л., 1926, а также Родов С., Пролетарские писатели, М., 1925. Книги Г.: Вешние зовы, П., 1917; Монна-Лиза, М., 1918; Завод весенний, М., 1919 (2-е изд., М., 1923); Цветы под огнем, Рассказы, М., 1919 (2-е изд., М., 1923); Железные цветы, Самара, 1919; Завод огнекрылый, изд. 2-е, М., 1919; Четыре поэмы, П., 1921; Черная пена, M., 1921; Чучело, М., 1921; Негасимая сила, М., 1922; Электрификация, П., 1922; Электропоэма, М., 1923; Железное цветение, кн. I, М. — П., 1923; Стихотворения, М., 1923; Северная весна, Стихи, кн. 3, М., 1924; Покос, М., 1924; Дорога, Поэма, кн. 4, М., 1924; На Волге, Поэма о 1905 годе, М., 1925; Стихи о заводе и революции, Харьков, 1925; Праздник жизни, М., 1925 (совместно с Кирилловым В.); Лирический вечер, М., 1927; Земное сияние, М., 1927; Избранные стихи, М., 1928; Бодрое утро, М., 1928; Стихи в журн. «Грядущее», «Звезда», «Красная новь», «Молодая гвардия», «Русский современник» и др. II. Фриче В. М., Пролетарская поэзия, М., 1919; Полянский В., Мотивы рабочей поэзии, в кн. «На лит-ом фронте», М., 1923; Богданов А., Простота или утонченность, в книге «О пролетарской культуре», Л. — М., 1924; Воронский А., О группе писателей «Кузница», в кн.
471 «Искусство и жизнь», М. — Л., 1924; Лелевич Г., 1923 год, в кн. «На лит-ом посту», Тверь, 1924; Его же, О формальных влияниях в пролетарской поэзии, «Печать и революция», 1927, кн. V; Его же, Литературный стиль «Военного коммунизма», «Лит-pa и марксизм», 1928, кн. II. III. Витман А. М., Покровская Н. Д., Эттингер M. E., Восемь лет русской художественной литературы, под ред. Рыбниковой М. А., Гиз, М., 1926; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, ред. Пиксанова Н. К., Гиз, М., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Козьмина Б. П., изд. ГАХН, М., 1928; Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928. Г. Л.