Значение слова ГЕЙЕРМАНС в Литературной энциклопедии

ГЕЙЕРМАНС

Герман [Herman Heijermans, 1864—1924] — голландский писатель, один из главных представителей натурализма в голландской литературе; сын журналиста. Ко времени выступления Г. в лит-ре голландский мелкобуржуазный радикализм 80-х годов уже разложился: одна часть его сторонников примкнула к приверженцам эстетизма и «чистого искусства», другая — пришла к социализму. Г. сблизился с последней группой, вступил в соц.-дем. партию и основал ежемесячный художественный журнал «De jonge Gids», в к-ром и опубликовал свои первые рассказы и драмы. Излюбленной темой Г. является гибель мелкой буржуазии под напором крупного капитала. Г. и обрушивается в своих многочисленных драмах (некоторые из них переведены на русский яз.) на капитализм, вскрывая методы капиталистической эксплоатации, как напр. в драмах — «Ghetto» (Гетто, 1898) или «О Hoop van „Zegen“» (Гибель «Надежды», 1900); в драме «Het Zevende Gebod» (Седьмая заповедь) разоблачается вся ложь буржуазного брака, а в «Allerzielen» (Всех скорбящих) — фальшь церковного учения. Особенно заострены социальные проблемы в «Schakels», «Uitkomst» и «Eva Bonheur». Иногда герои Г. — иронизирующие, смеющиеся сквозь слезы философы (например Мотейс в «De opgaande Zon» — «Восходящее солнце»), или наивно детские натуры (старик Панкрас в «Schakels», больной Ян в «Uitkomst»). Некоторые персонажи его драм погибают молчаливо и покорно, другие, — как Рафаэль в «Гетто», матрос Геерт в «Гибели „Надежды“», — протестуют против гнета и призывают к сопротивлению. Кроме драм Г. написал ряд романов и рассказов: «Trinette» [1893]; «Int?rieurs» [1897]; «Kamert jeszonde» [1898]; «Diamandstad» [1903] и 19 томиков рассказов — «Schetsen van Falkland» [1896—1915]. Сила Г. — в реалистическом изображении бедственного положения и страданий мелкобуржуазных слоев (особенно еврейских) и рабочих: рыбаков в «Гибели „Надежды“», горняков в «Gl?ck auf», земледельческих рабочих в «Ora et labora», городского пролетариата в «Diamandstad» и «Droomkonnikje». Но по существу Г. в своих социальных воззрениях остается мелкобуржуазным протестантом. Он не понимал исторической роли

430 рабочего класса и в его произведениях напрасно искать классово-сознательного промышленного пролетария. Как художник-натуралист Г. любит детали, стремится к точному и всестороннему воспроизведению среды, в которой выросли и действуют его герои. Его стиль слагался гл. обр. под влиянием французского натуралистического романа, сохраняя однако свои особенности. Драмы Г. отличаются сжатым построением, меткими характеристиками и живыми диалогами. Он является самым крупным драматургом в новейшей голландской литературе. На русской сцене шли: «Гибель „Надежды“» и «Всех скорбящих». Библиография: I. Седьмая заповедь, Бытовая ком., перев. под ред. М. Гельрота, изд. «Джалита», Ялта, 1904; Гибель «Надежды», Драма из жизни голландских рыбаков, перев. под ред. В. Засулич, изд. «Новый мир», СПБ., 1906 (переиздано «Театр. отд. Нар. ком. по просв.», П., 1918); Всех скорбящих, Драма, перев. А. Израильсона, изд. «Антик», М., 1907; То же, перев. Матерна и Воротникова, изд. «Театр. биб-ки Губполитпросвета МОНО»; То же, изд. «Моск. театр. изд-ва», М., 1925; Глаза, или необычайные переживания Иоба, изд. «Вестн. ин. лит-ры», СПБ., 1911; Город бриллиантов (сокр. изд.), перев. С. Ж., под ред. и с предисл. А. Г. Горнфельда, изд. «Всемирная лит-pa», П., 1920. II. Ankersmit J. F., Ein sozialdemokratischer Theaterkritiker, В., «Neue Zeit», XIX, 1901, стр. 811—814; Его же, In memoriam H. Heijermans, «De socialist. Gids», дек., 1924, стр. 1025—1029. Ф. Шиллер

Литературная энциклопедия.