Значение ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СТИЛЯ в Литературной энциклопедии

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СТИЛЯ

система выражения, возникающая в результате сочетания отдельных словесных единиц поэтического произведения в определенное словесное целое, другими словами, — тот интонационно-синтаксический строй художественной речи, который определяется в конечном счете характером данного стиля и тех жанров, которые в этот стиль входят. В широком смысле В. С. можно считать всю артикуляционно-акустическую структуру произведения, относя сюда как синтаксис в узком смысле и интонацию (см.) , так и все остальные элементы звуковой организации художественной речи: ритм, мелодику, фонику (см. эти слова) . Не имея самостоятельного семантического значения, эти элементы в то же время образуют ту живую конкретную, словесную «плоть» цроизведения, в которой оно только и может существовать, в которой и выражаются — организующее его социально-психологическое устремление и его поэтическая семантика; отсюда естественно вытекают та значительная роль, которую B. C. играют в художественном произведении, и важность их анализа. В то же время очевидно, что самый характер выразительности художественной речи определяется тем, что она выражает: каждое данное своеобразное социально-психологическое устремление, проявляющееся в данном образном, тематическом, композиционном и изобразительном своеобразии, с неизбежностью определяет и данное своеобразие В. С. Так напр. сличение прозы Карамзина и Марлинского, Толстого и Достоевского, А. Белого и М. Горького — отчетливо покажет все своеобразие их В. С.: своеобразие основного устремления определяет своеобразие и В. С. как определенной системы. В идеале поэтому каждый стиль должен был бы заново создавать свои В. С., но очевидно, что, с одной стороны, диалектика лит-ого

333 развития, а с другой — границы, которые ставит различию В. С. языковый материал, определяют то, что различные лит-ые стили используют сходные В. С. Но здесь все дело в том, что каждый стиль заново их организует, по-своему их подбирает и сочетает, создает из них особую, своеобразную, своему характеру отвечающую систему В. С., которая только ему присуща и в которой те же, что и в других стилях, звуковые явления несут уже другую функцию. Итак анализ В. С. художественного произведения сводится к определению их как системы поэтического выражения и к установлению их обусловленности теми социально-психологическими устремлениями, к-рые они выражают именно как система и без знания к-рых они непонятны. Таким образом отпадает принципиальная возможность того изолированного рассмотрения стилистических особенностей художественного произведения, которое практикуется формалистами (см . « Стиль » ) . Библиография: Сб. «Литературоведение», под ред. В. Ф. Переверзева, изд. ГАХН, М., 1928, ст. Поспелова, Фохта, Беспалова; Сб. «Ars Poetica», I, сб. статей под ред. М. А. Петровского, изд. ГАХН, М., 1927, ст. А. М. Пешковского «Принципы и приемы стилистического анализа и оценки художественной прозы». Л. Тимофеев

Литературная энциклопедия.