Шарль [Charles Vildrac, 1882—] — современный французский поэт, один из основателей лит-ого содружества «Аббатство» (см.) . Вместе с другими членами «Аббатства» — Р. Аркосом (см.) и Ж. Дюамелем (см.) , не примкнувшими к унанимизму (см.) , В. должен быть отнесен к числу пионеров возрождения социальной поэзии и реакции против эстетизма во французской лит-ре последних двух десятилетий прошлого века. Творчество В. насыщено эмоциональным содержанием и проникнуто общественными тенденциями. Поэзия В., как и творчество Дюамеля, — возврат к подлинной простоте повседневности в противоположность искусственности предшествовавшего поколения, позднее снова возродившейся в предвоенные годы. Социальная обстановка этих лет, когда наряду с копившим свои силы империализмом началось усиленное развитие социалистического (или казавшегося таким) движения в легальных формах (синдикализм, кооперация и т. п.), — как нельзя более соответствовала тематике поэтов типа Коппэ (см.) , к-рые учли и технический опыт модернизма. Наряду с этим особое значение приобрело знакомство французских поэтов с творчеством Уота Уитмена (см.) . В фокусе пересечения всех этих влияний, к которым надо еще присоединить Достоевского (см.) , и возникает «поэзия будней»; одним из лучших и типических образцов ее является ранняя книга Вильдрака «Livre d’amour». Стремление избежать какого бы то ни было намека на искусственность неизбежно влекло за собою не только отказ от канонических форм стихосложения и рифм, но также и отказ от традиционных стилистических приемов. Если в области «свободного стиха» можно было многое почерпнуть у символистов, то для нового содержания приходилось, исходя из Уитмена и Гиля (см.) , создавать новую «поэтику прозаизмов». В. более других пытался стереть грань между обыденным яз. разговорной речи и яз. поэтическим. В годы войны 1914—1918 В., как и вся группа, к к-рой он принадлежал, примкнул к антиимпериалистическому пацифизму («Chants du d?sesper?»). Однако преодолеть пассивность интеллигента-мещанина В. не мог. Его песни в эти годы — «песни отчаявшегося». В плане своего раннего творчества В. написал драму «Le paquebot Tenacity», мотивы которой продолжал развивать в стихах и небольших драматических произведениях.
232 Версальскому разгулу империализма В. и писатели его круга (так наз. «ролландисты») не способны были противопоставить ничего действенного. Не решаясь подняться до поэзии настоящего гражданского пафоса, они ограничиваются тем, что время от времени подписывают всякого рода либеральные декларации и протесты. В. участвовал в группе Барбюса (см.) «Clart?» в первый период ее существования [1919], но отошел от нее, когда ее деятельность стала принимать явно революционный коммунистический характер. В 1928 Вильдрак посетил Москву. Библиография: Le verslibrisme, P., 1902; Сб. стихов «Po?mes», P., 1905; Images et mirages, P., 1907; Написанные совместно с Ж. Дюамелем «Notes sur la technique po?tique», P., 1910, русск. перев. Шершеневича, M., 1920; Livre d’amour, P., 1910; дополн. изд., Р., 1915; P., 1920; P., 1921; Chants du d?sesper?, P., 1920. Драмы: Le Paquebot Tenacity, P., 1919; Michel Auclair, P., 1922; Un P?lerin, P., 1926. Б. Г-нг