Бруно [Bruno Wille, 1860—1928] — немецкий писатель и театральный деятель натурализма, один из основателей «Рабочего театра», «Свободного театра» и «Нового свободного театра». Творчество В. — одного из типичнейших представителей мелкобуржуазной интеллигенции позднего натурализма — дуалистично, что сказалось особенно в его первом сборнике стихов «Анахорет и товарищ» (Einsiedler und Genosse, 1897).
227 Романтик, он хочет стать реалистом, из индивидуалиста превратиться в социалиста, из анахорета — в товарища. Он переезжает в Берлин, становится проповедником свободного религиозного общества, пропагандирует народный театр, где ставит гл. обр. драмы Ибсена — «Враг народа» и «Столпы общества». Затем он пишет стихи на социальные темы; вступает в соц.-дем. партию. После отмены исключительного закона В. скоро сделался одним из лидеров оппозиции «молодых» (анархистского направления); в результате безуспешной борьбы с Бебелем и партийным большинством В. порвал с социал-демократией. После краха движения «молодых» Вилле отходит от политической жизни: единственное спасение «страдальцев», по В., — в бегстве из каменной пустыни и тюремных стен больших городов на лоно природы. Вместе с В. Бёльше и Ю. Гартом Вилле становится скоро во главе писательской колонии «Фридрихсгаген» на озере Мюггельзее около Берлина и отдается целиком пропаганде этически-пантеистических, индивидуалистически-анархических идей. Как художник В. постепенно превращается из натуралиста в романтического символиста; лучше всего ему давалась сентиментальная лирика с описаниями природы («Einsiedlerkunst aus der Kiefernheide», 1893; собрание стихов «Der heilige Hain» — «Священная роща», 1908). Его наиболее известные романы: «Offenbarungen des Wacholderbaums» [1895] и «Die Abendburg» [1909], написаны в пантеистически-мистическом духе, — герои их очищаются от всего земного и становятся анахоретами. В конце своей жизни В. написал ряд произведений автобиографического и культурно-исторического характера («Mein sechzigj?hriges Leben», 1920; «Das Gef?ngnis zum Preussischen Adler», 1914; «Der Glasberg», 1920), а также несколько работ о Гельдерлине и на другие литературно-критические темы. Библиография: II. Soergel A., Dichtung und Dichter der Zeit, Lpz., 1928. Ф. Ш.