Паоло (Caliari), прозванный по месту рождения (1528, в Вероне) Веронезе (Veronese) ? oдин из лучших живописцев венецианской школы, сын скульптора Габриеля К., ученик Антонио Бадиле. В своих юношеских произведениях ("Мадонна", остатках фресок из Casa Contarini, фресках виллы Соранцо и виллы Фанцодо) он проявил характерный особенности веронской школы с ее нежным колоритом, но вместе с тем и выказал свободу создания художественных образов, которою он был обязан влиянию рафаэлевской школы. Благодаря быстро распространившейся славе о его таланте он 27-28 лет (в 1555 г.) был призван в Венецию для украшения ризницы црк. св. Севастиана и так хорошо исполнил возложенную на него задачу, что до 1570 г. ему приходилось постоянно возвращаться к работам для этой церкви и существовавшего при ней монастыря, а по смерти своей удостоился чести быть погребенным в этом храме. Главные из его работ в црк. Севастиана: "Коронование Пресв. Девы", "Эсфирь перед Агасфером", "Коронование Эсфири и триумф Мардохея" (1555-56) ? отличаются легкостью рисунка и нежным, теплым колоритом, свойственным веронской школе; алтарный образ Богородицы (1557), полные жизни в концепции и оригинальности в группировке фрески, изображающие житие и страдания св. Севастиана, "Христос у Симона Фарисея" (1570 г., ныне в Миланской Брере) и пр. В своих изображениях евангельских сцен с участвующим на них Христом ("Брак в Кане Галилейской", 1561 г., в Лувре; "Христос у Симона Фарисея", там же; "Христос у Симона", в Турине; "Брак в Кане Галилейской" и "Христос в Еммаусе", в Дрезденской галерее и пр.) К. своеобразно соединил библейское с современным: в помещениях, украшенных в венецианском вкусе XVI ст., с архитектурными задними планами в стиле Возрождения, пируют, в венецианских же костюмах, современники художника. В этих произведениях оживает перед нашими глазами все великолепие пиров тогдашнего времени; мы видим ту жажду удовольствий и ту любовь к роскоши и нарядам, которыми отличались старинные венецианцы. Легкость отношения к духовным сюжетам однажды навлекла на художника преследование инквизиции: он был обвинен в 1573 г. ее судом, но сумел оправдаться и был принужден только исправить и исключить некоторые фигуры в одной из своих картин. В числе религиозных его произведений, кроме вышеприведенных, заслуживают быть упомянутыми: "Обручение св. Екатерины" (в Венеции), "Мучение св. Юстины" (в Падуе) и св. Георгия (в Вероне); кроме того, многие картины в галереях Рима, Дрездена, Вены, Милана, Венеции, Париже, Флоренции. В Имп. Эрмитаже находятся следующие произведения К.: "Снятие со креста", ¦ 145; "Отдохновение на пути в Египет", ¦ 140; эскизы: "Моисей, спасенный из воды", ¦ 138, "Поклонение волхвов", ¦ 139; "Отрок Христос в Иерусалимском храме", ¦ 142; "Распятие", ¦ 144. Из картин его на светские сюжеты назовем: "Семейство Дария" (в Лондоне), "Похищение Европы" (в Риме), "Концерт" (в Вероне), "Юпитер" (в Париже); также "Марс и Венера", ¦ 151; эскизы: "Диана", ¦ 149; "Минерва", ¦ 150 (в Имп. Эрмитаже). Во всех этих произведениях среднего периода деятельности К. умелый и изящный рисунок соединяется с богатством замысла и с блеском и теплотою колорита. Как портретист (портреты Маркантонио Барбари ? в Вене, Даниеле Барбаро ? в Дрездене, воина ? в Вероне, сенатора из фамилии Капелло ¦ 152, Джованни Барбариго ¦ 1645, мужские портреты ¦ 153 и 1646 ? в Имп. Эрмитаже) К. близко подходит по манере к Тинторетто, но при всем том остается, как везде, оригинальным. Мы не составили бы себе полного понятия о К., если не рассмотрели бы его декоративных работ, из числа которых многие, к сожалению, до нас не дошли; работы эти отличаются, помимо их в высшей степени умелого приспособления к архитектурным целям, смелостью замысла, свободой исполнения, ласкающей глаз свежестью колорита; его стенная и плафонная живопись составляет сильную сторону его таланта. Особенно интересны в этом отношении, напр., фрески (1556) в вилле Барбари, в Мазере, близ Азоло, в вилле Тиене (1560-61), в замке в Маньядоле (после 1572) и во Дворце дожей в Венеции. Часть исполненных им во Дворце дожей работ теперь находится в других местах; лучшие из них ? в зале Большого совета: "Возвращение дожа Андреа Контарини с морской победы над генуэзцами при Киоджии", "Защита Скутари Антонием Лередано" и знаменитый плафон "Апофеоз Венеции". Калиари в 1566 г. женился на дочери своего учителя Антонио Бадиле; в непрестанной работе, окруженный всеобщим уважением и почетом, он умер 19 апреля 1588 г. После его смерти его сыновья Карлетто (ум. 1596) и Габриеле (ум. 1631) вместе с его братом Бенедетто (ум. 1598) образовали товарищество и выпускали из своей мастерской картины за подписью "наследников Павла" (Heredes Раоli); но, переняв его манеру, они не унаследовали его гения, и масса разбросанных по всему свету картин их работы, часто идущих под именем великого художника, весьма низки по качеству. Из подражателей и последователей К. заслуживают быть названными: Баттиста д' Анджело (ум. ок. 1610), Баттиста Дзелотти, помощник К. во многих его работах (ум. ок. 1592), и Даоло Фаричати (ум. 1606). ? Ср. Pietro Caliari, "Paolo Veronese, sua vita e sue opere" (Рим, 1888); Ch. Yriarte "Paul V eronè se" (Пар.).
А. Н-в.