в греческой мифологии охотница, участница калидонской охоты (Apollod. I 8, 2-3) и похода аргонавтов (Diod. IV 41; Apoll. Rhod. I 769 след.). Видимо, образ А. возник из слияния двух первоначальных образов героинь: аркадской, славившейся меткой стрельбой из лука, и беотийской, знаменитой быстротой ног (отсюда: отец А. - аркадский герой Иас, мать - беотийская царевна Климена и варианты имени отца: Схеней, Менал и др.). Отец А., недовольный тем, что родилась дочь, а не сын, выбросил ребенка, и его вскормила медведица, а воспитали охотники. А. первая ранила калидонского вепря и получила за это от влюбленного в нее Мелеагра почетную награду: голову и шкуру зверя. А. отказывалась от замужества и застрелила из лука двух покушавшихся на ее девственность кентавров (Apollod. Ill 9, 2). Всем сватавшимся к ней она устраивала испытание, предлагая состязаться в беге. Пропустив жениха вперед, она в полном вооружении бросалась вдогонку, и тот, кого она настигала в пределах намеченного для состязания участка, должен был поплатиться жизнью. После того как многие добивавшиеся ее руки погибли, Меланион (вариант: Гиппомен) сумел победить А. хитростью. Он выбрасывал на бегу золотые яблоки, подымая которые, А. проиграла состязание. Став женой Меланиона, А. родила ему Парфенопея \[ вариант: отцом Парфенопея были Мелеагр (Hyg. Fab. 70, 99) или Apec (Apollod. Ill 9, 2) \]. Супружество А. было недолгим и окончилось трагически: Зевс наказал предававшихся любви в его храме супругов, превратив обоих во львов. Согласно представлениям древних, львицы сочетаются только с леопардами, поэтому постигшее А. наказание лишало ее возможности продолжать брачные отношения с мужем (Ovid. Met. X 560-704; Hyg. Fab. 185). Некоторые черты мифа об А. (вскармливание ее молоком медведицы, девственность А., успехи в охоте) сближают ее с богиней-девственницей Артемидой и позволяют считать ее ипостасью этой богини охоты. М. Н. Ботвинник.[/trn] Сцены калидонской охоты нашли широкое отражение в античной пластике: рельефы храма Афины в Тегее и римские саркофаги, произведения вазописи («ваза Франсуа»-кратер работы Клития и Эрготима), помпейские фрески и др. С 16 в. разрабатывались два сюжета мифа: «Гиппомен побеждает А. в беге» (Г. Рени, Я. Йорданс, А. Хоубракен и др.) и «Мелеагр приносит А. голову вепря» (фрески на вилле Фарнезина, картины П. П. Рубенса, Я. Йорданса, Н. Пуссена, П. Лели и др.), последний сюжет был особенно распространен в эпоху барокко, т. к. позволял воплощать весьма популярные в тот период сцены охоты.Европейская драматургия обращается к мифу об А. в 17 в. («А.» Лопе де Вега, «А.» Ю. Пальмотича). В числе немногих произведений: в 18 в. - «А., или Побежденная холодность» И. К. Готшеда; в 19 в. - «А. в Калидоне» А. Ч. Суинберна; в 20 в. - «А.» Э. Людвига. Миф послужил основой для либретто ряда опер 17-18 вв. (оперы «А.» А. Драги, Н. А. Штрунцка, А. Стеффани, Г. Ф. Генделя, И. А. Хассе и др.). См. также МЕЛЕАГР .
Значение слова АТАЛАНТА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии
Что такое АТАЛАНТА
Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012