Карл Микаэль [Carl Micael Bellman, 1740–1795] — шведский поэт-музыкант, считается крупнейшим поэтом Швеции до XIX в. Окончил Упсальский университет, одно время был чиновником. Приобрел громадную популярность своими песнями-импровизациями (с собственной музыкой), исполнявшимися им в кругу друзей в распивочных заведениях Стокгольма. Об импровизациях Б. и шутовском «Капитуле ордена вакхантов» сложились многочисленные легенды. Песни Б. и его сатирические стихотворения собраны в книгах «Ordens Kapitlets Handlingar» [1766], «Fredmans Epistlar» (Послания Фредмана, 1790), «Fredmans S?ngar Bacchanaliska» (Вакхические песни Фредмана, 1792). Фредман — опустившийся чиновник, друг Б. и участник его кутежей, является главным персонажем этих стихотворений, тематически связанных между собою. Другие персонажи этого цикла: девица из погребка Улла Виндблад, полицейский Мовиц, капрал Мольберг (лица, также взятые из действительности). Эпитет «Анакреонта кабака», прилагаемый некоторыми критиками к Б., недостаточно обоснован. Главное значение поэзии Б. — в реакции против французского влияния, против классических од в частности. В поэтике Б. с большой яркостью проявляются: песенный склад (в ритмах и строфике), реализм описаний, наконец характерная черта стиля рококо (см.) — контрастность (классические аксессуары на фоне бытовых картинок Стокгольма). Будучи своего рода «Вийоном рококо», Б., как и великий французский поэт (см. «Вийон») является типичным выразителем настроения богемы XVIII в. Как видно из вышеприведенных примеров, эта богема — плоть от плоти мелкой городской буржуазии и чиновничества, бедствующего, нуждающегося, отчаянно борющегося за существование. И у Б., как у других поэтов богемы, часто прорываются трагические ноты. Естественно, что Б., поэт мелкого бюргерства и связанной с ним богемы, противостоял как по тематике своей поэзии, так и по своему стилю, псевдоклассическим трагикам и эпикам, одописцам и дидактикам, подвизавшимся при аристократическом дворе короля Густава III (сам король, Кельгрен, Леопольд и т. д.). Рядом с мыслителями, вроде Торильда, и лириками, вроде Францена (см. «Шведская лит-ра») , Б. стоит на грани романтического и псевдоклассического периодов поэзии Швеции как «поэт оргиастического классицизма»
439 (Тиандер). Среди последователей Б. в XIX в. надо назвать Веннерберга и В. Брауна, но стиль Б. влиял на поэзию всех романтиков. Библиография: I. Полное собр. произв. Б. издавалось не раз [1836, 1855–1861, иллюстр. 1916]; некоторые отрывки перев. на русск. яз. (антол. «Поэты Швеции», СПБ., 1899). II. Шерр И., Всеобщая история лит-ры, т. II, СПБ., 1896 (русск. перев.); Диллен, Э., Очерк истории скандинавской лит-ры в «Всеобщей истории лит-ры» Корша и Кирпичникова, т. IV, СПБ., 1892; Брандес Г., Новые веяния, СПБ., 1889; Горн Ф. В., История скандинавской лит-ры от древнейших времен до наших дней, М., 1894; Winterfeld A., Der schwedische Anakreont, Berlin, 1856–1861 (с перев. избр. стих. Б. на немецкий яз.); Erdmann W., C. M. B., Stockh., 1899; Niedner, Der schwedische Anakreont, C. M. B., 1905–1909 (о перев. стихов Б. на немецкий яз.). А. Шабад