как лит-ый жанр — использование словесной формы (зачина, формул, композиции, заключения) юридического завещания для разработки дидактической или сатирической тематики. Как дидактический жанр З. вливается в общую форму поучения (см.) . Как сатирический жанр завещание наряду с другими пародиями юридических форм (ср. суд) особенно продуктивно в эпохи, когда формы сословной юрисдикции (церковного права, феодального суда) явно противоречат нарастающему классовому сознанию других общественных слоев. Отсюда — характерный расцвет формы пародического З. (известного еще в латинской литературе — «З. поросенка») в литературе позднего средневековья, в поэзии третьего сословия. Зародыши этой формы можно проследить уже у поэтов-буржуа XIII века; мотивы расставания и прощания, выступающие в «Congi?s» поэтов Аррасской школы — Жеана Бодель, Бауда Фастуль и Адама де ла Галь, войдут в качестве компонентов в позднейшие З. Сатирические нотки звучат уже сильнее в фаблио Рютбёфа (см.) «З. осла». Но здесь еще отсутствует игра юридической формой, типичная для позднейшего времени, когда, с быстрым ростом городов
263 и выделением интеллигенции в среде городского сословия, для него станут более доступными формы письменной культуры высших сословий. Шуточные З. Евстахия Дешана («Lettres envoy?es par Eustace, lui estant malade, et la mani?re de son testament par esbatement»), Франсуа Вийона (см.) и позднейшие анонимные порождения городского уличного фольклора, как «Le grand testament du Tastevin, roy des pions» (Большое завещание Тастевена, короля пьяниц), «Le testament du haut et notable haume nomm? Ragot» (Завещание благородного и знаменитого человека по имени Раго) и вошедшее в фарс того же имени «Testament du Pathelin» (Завещание Пателена), строятся по форме подлинной «духовной», начинаясь обычными формулами, указанием времени составления и молитвой, переходя затем к перечислению даров и оканчиваясь распоряжениями относительно душеприказчиков и похорон. Сатирическое острие этих З. направлено, наряду с выпадами против отрицательных явлений растущего урбанизма — городского люмпенпролетариата, разложения семьи, — против высших сословий и духовенства (причем антиклерикальные выпады иногда сливаются с антирелигиозными), крупной буржуазии (представителей торгового и денежного капитала, откупщиков, ростовщиков) и — значительно менее резко — феодальной знати, интересы к-рой сталкивались не столько с городским сословием, сколько с крестьянством; не менее жестоко достается и близким к духовенству теоретикам и носителям средневековой идеологии — прокурорам и юристам, профессорам и медикам. Вполне отчетливо выступает социальный облик творцов этой сатирической формы, еще недостаточно дифференцированной «городской массы», к-рая в лице своих наиболее обеспеченных представителей примыкает к средней буржуазии, смешиваясь — в своих низших слоях — с преступным люмпенпролетариатом и деклассированными представителями других сословий. Библиография: Завещания — Deschamps, в собрании его сочин. (?d. Tarb?), 1850; анонимные Завещания XV—XVI вв. — Montaiglan, Recueil des po?sies fran?aises du XV et XVI s., 7 vv., 1855; Завещание Пателена — Jacob P., Recueil dos farces, soties et moralit?s du XV s., 1859. См. также « Вийон », « Рютбёф ». R. S.