повествовательно-дидактический жанр. Сюжет его излагается от имени лица, которому он якобы открылся в сновидении, галлюцинации или летаргическом сне. Ядро большей частью составляют действительные сны или галлюцинации, но уже в античное время появляются вымышленные рассказы, облеченные в форму В. (Платон, Плутарх, Цицерон). Жанр этот особенно развивается в средние века и достигает апогея в «Божественной комедии» Данте, представляющей по форме максимально развернутое В. Авторитетную санкцию и сильнейший толчок развитию жанра дали «Диалоги чудес» папы Григория Великого [VI в.], после чего В. начинают массами появляться в церковной лит-ре всех европейских стран. До XII в. все В. (кроме скандинавских) написаны по-латыни, с XII в. появляются переводные, а с XIII — оригинальные В. на народных яз. Наиболее законченная форма В. представлена в латинской поэзии духовенства: жанр этот по своим истокам тесно связан с канонической и апокрифической религиозной лит-рой и близок к церковной проповеди. Редакторы Видений (они — всегда из среды духовенства и их надо отличать от самого «ясновидца») пользовались случаем от имени «высшей силы», пославшей В., пропагандировать свои политические взгляды или обрушиться на личных врагов. Возникают и чисто фиктивные В. — злободневные памфлеты (напр. Видение Карла Великого, Карла III и др.). Однако уже с X в. форма и содержание В. вызывают протест, идущий часто от деклассированных слоев самого духовенства (нищих клириков и школяров-голиардов). Протест этот выливается в пародические В. С другой стороны, формой В. овладевает куртуазная (см.) рыцарская поэзия на народных языках: В. приобретает здесь новое содержание, становясь обрамлением любовно-дидактической аллегории, — таковы напр. «Fabliau dou dieu d’Amour» (Повесть о боге любви), «Venus la d?esse d’amors» (Венера — богиня любви) и наконец — энциклопедия куртуазной любви — знаменитый «Roman de la Rose» (Роман Розы, см. ) Гильома де Лорриса. Новое содержание вкладывает в форму В. «третье сословие». Так продолжатель незаконченного романа Гильома де Лорриса, Жеан Клопинель из Мёна, превращает изысканную аллегорию своего предшественника в тяжеловесное сочетание дидактики и сатиры, острие которой направлено против отсутствия «равенства», против несправедливых привилегий аристократии и против «разбойничьей»
212 королевской власти (см . « Роман Розы » ) . Не менее ярко выражены настроения «третьего сословия» в знаменитом «В. о Петре-пахаре» Ленглэнда (см.) , сыгравшем агитационную роль в английской крестьянской революции XIV в. Но в отличие от Жеан де Мён, представителя экономически-прогрессивной городской части «третьего сословия», Ленглэнд — идеолог экономически отсталого крестьянства — обращает свой взор к идеализированному прошлому, мечтая об уничтожении капиталистов-ростовщиков. Как законченный самостоятельный жанр В. характерны для средневековой лит-ры. Но как мотив форма В. продолжает существовать и в лит-pax нового времени, являясь особенно благоприятной для введения сатиры и дидактики, с одной стороны, фантастики — с другой (напр. «Тьма» Байрона). Библиография: Веселовский Ал-др, Данте и символическая поэзия католичества, Собр. сочин., т. III, СПБ., 1908—1913; Manitius M., Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters (библ.), M?nchen, 1911. R. S.