Значение слова РАДКЛИФ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое РАДКЛИФ

Радклиф (Анна Radcliffe, урожденная miss Уорд, 1764 - 1823) -английская писательница. В течение 7 - 8 лет написала свои знаменитыекогда-то романы; после 1797 г. де выпустила более ни одногопроизведения. Самыми популярными романами Р. были: "The romance of theforest", "The mysteries of Udolpho" (1794; один из лучших) и "TheItalian or confessional of the black penitents" (1797). Главнаяособенность дарования Р. - постоянное желание производить впечатление пачитателя с помощью сильных и резких, подчас грубоватых эффектов,запугивать его воображение разными ужасами, переносить место действия встрашную или загадочную обстановку, придумывать неожиданные приключения,таинственные встречи, интриги; злодеяния (в конце тайна обыкновеннораскрывается). Мрачные подземелья, средневековые замки, нападенияразбойников, одинокая, заброшенная могила, появление призраков и духов,гроза в пустынной местности, завывание ветра в глухую, ночную пору - вотлюбимые аксессуары романов Р. При всем том, она не была лишена таланта,подчас с значительным искусством обрисовывала психологию своих героинь(напр. Эмилии в "The mysteries of Udolpho"), умела иногда в поэтическихвыражениях описывать природу и, во всяком случае, отличалась неистощимойфантазией, хотя бы и слишком беспорядочной, даже болезненной. Местами вее сочинениях чувствуется влияние сентиментального направления, чтотакже немало способствовало их популярности. В свое время романы Р.имели громадный успех не только в Англии, но и во всех странах Европы, втом числе и в России. Р. при надлежит также описание путешествия наконтинента, совершенного ею в 1794 г. ("Journal of a tour throughHolland and the western frontier of Germany"); здесь попадаютсяотдельные места, очень красивые по форме, наряду с несколько наивнымиили чопорными суждениями о чужих краях. Ср. John Colin Dunlop, "Historyof prose fiction" (1888); "The literary history of England", by Mrs.Oliphant (1882). Ю. В. В русской литературе романы Р. переводились и вызывали массуподражаний. Большая часть подражаний принадлежит неизвестным авторам,которые выпускали свои произведения с именем знаменитой романистки. Подименем Р. в каталогах значатся романы: "Видения в Прирейнском замке"(М., 1802; Орел, 1823 и др. изд.), "Мария и граф М. - в или несчастнаяроссиянка" (М., 1810), "Живой мертвец" (М., 1808 и 1816), "ЗамокАльберта" (1803), "Замок или ночные привидения" (М., 1808, 4-е изд.,1816), "Итальянец или исповедная черных кающихся" (М., 1802 - 1804),"Луиза или подземелье Лионского замка" (М., 1619), "Лес или Сен-Клерскоеаббатство" (М., 1801; Орел, 1823 и др. изд.), "Монастырь св. Екатериныили нравы XVIII в." (Орел, 1815), "Монастырь св. Колумба" (М., 1866),"Наследница Монтальда" (М., 1818), "Ночные видения" (М., 1811), "Пещерасмерти в дремучем лесу" (М., 1816), "Полночный колокол" (СПб., 1802 иМ., 1816), "Пустынник таинственной гробницы" (М., 1818), "ТаинстваУдольфские" (М., 1802), "Таинства Черной башни" (М., 1811 и 1816),"Ужасные и пр. приключения и видения в Прирейнском замке" (М., 1809),"Юлия или подземельная темница Мадзини" (М., 1802). Почти все романы Р.изданы в Москве или в соседних городах; и только один роман издан вС.-Петербурге, да и тот переиздан в Москве. Ум.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.