Значение РАДКЛИФ, АННА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое РАДКЛИФ, АННА

(Radcliffe, урожденная miss Уорд, 1764?1823) ? английская писательница. В течение 7?8 лет написала свои знаменитые когда-то романы; после 1797 г. не выпустила более ни одного произведения. Самыми популярными романами Р. были: "The romance of the forest", "The mysteries of Udolpho" (1794; один из лучших) и "The Italian or confessional of the black penitents" (1797). Главная особенность даровании Р. ? постоянное желание производить впечатление на читателя с помощью сильных и резких, подчас грубоватых эффектов, запугивать его воображение разными ужасами, переносить место действия в страшную или загадочную обстановку, придумывать неожиданные приключения, таинственные встречи, интриги, злодеяния (в конце тайна обыкновенно раскрывается). Мрачные подземелья, средневековые замки, нападения разбойников, одинокая, заброшенная могила, появление призраков и духов, гроза в пустынной местности, завывание ветра в глухую, ночную пору ? вот любимые аксессуары романов Р. При всем том она не была лишена таланта, подчас с значительным искусством обрисовывала психологию своих героинь (напр. Эмилии в "The mysteries of Udolpho"), умела иногда в поэтических выражениях описывать природу и во всяком случае отличалась неистощимой фантазией, хотя бы и слишком беспорядочной, даже болезненной. Местами в ее сочинениях чувствуется влияние сентиментального направления, что также немало способствовало их популярности. В свое время романы Р. имели громадный успех не только в Англии, но и во всех странах Европы, в том числе и в России. Р. принадлежит также описание путешествия на континент, совершенного ею в 1794 г. ("Journal of a tour through Holland and the western frontier of Germany"); здесь попадаются отдельные места, очень красивые по форме, наряду с несколько наивными или чопорными суждениями о чужих краях. Ср. John Colin Dunlop, "History of prose fiction" (1888); "The literary history of England", by Mrs. Oliphant (1882).

Ю. В.

В русской литературе романы Р. переводились и вызывали массу подражаний. Большая часть подражаний принадлежит неизвестным авторам, которые выпускали свои произведении с именем знаменитой романистки. Под именем Р. в каталогах значатся романы: "Видения в Прирейнском замке" (M., 1802; Орел, 1823 и др. изд.), "Мария и граф М?в, или Несчастная россиянка" (М., 1810), "Живой мертвец" (М., 1808 и 1816), "Замок Альберта" (1803), "Замок, или Ночные привидения" (М., 1808, 4-е изд., 1816), "Итальянец, или Исповедная черных кающихся" (М., 1802?1804), "Луиза, или Подземелье Лионского замка" (M., 1819), "Лес, или Сен-Клерское аббатство" (М., 1801; Орел, 1823 и др. изд.), "Монастырь св. Екатерины, или Нравы XVIII в." (Орел, 1815), "Монастырь св. Колумба" (М., 1866), "Наследница Монтальда" (М., 1818), "Ночные видения" (М., 1811), "Пещера смерти в дремучем лесу" (М., 1816), "Полночный колокол" (СПб., 1802 и М., 1816), "Пустынник таинственной гробницы" (М., 1818), "Таинства Удольфские" (М., 1802), "Таинства Черной башни" (М., 1811 и 1816), "Ужасные и пр. приключения и видения в Прирейнском замке" (М., 1809), "Юлия, или Подземельная темница Мадзини" (М., 1802). Почти все романы Р. изданы в Москве или в соседних городах; и только один роман издан в С.-Петербурге, да и тот переиздан в Москве.

Ум.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.