1.[/b] [trn][m2]Георг [Georg Brandes, 1842–1927] — датский критик, историк лит-ры и публицист. Р. в Копенгагене, где окончил университет в 1864, изучал сначала право, потом «посвятил свои силы исключительно философии и эстетике» (из автобиографии Б.), изучал Гегеля, потом Фейербаха, дальше к-рого в своих философских взглядах не пошел. С 1870 получил звание доктора за сочинение по эстетике, путешествовал по Европе, где познакомился с Миллем (сочинение к-рого «О подчинении женщины» до этого перевел на датский яз.) и с Тэном (см.) , последователем к-рого он себя считал; в 1871 читал в Копенгагенском университете курс лекций, потом изданный в 4 тт. под названием «Главнейшие течения европейской лит-ры XIX в.» (точнее, первой половины XIX в.), переведенный на немецкий и русский яз. Лекции имели шумный успех; направленные косвенно против датской реакции, они вызвали со стороны правых обвинение против него в потрясении «основ семейных и государственных». Агитация против Б. реакционных партий имела своим последствием, что в 1876 он был забаллотирован как профессор лит-ры при Копенгагенском университете. Бросив в лицо своим противникам памфлет «Моим врагам», Б. уехал в Германию, где написал 5-й т. своих «Главнейших течений». Вернувшись в конце 80-х гг. в Копенгаген, Б. открыл частный курс о датской лит-ре, чтение к-рого превратилось в его триумф. К этому времени относится поворот Б. от либерализма к философии [m2]575 Ницше, к-рого он пропагандировал в своих лекциях [повлияв между прочим на Стриндберга (см.) как автора «Чандала» и «На шхерах»]. Своими статьями и публичными выступлениями Б. оказывал значительное влияние на новейшую скандинавскую литературу. Считая себя учеником Тэна, Б., поняв, что последовательный тэнизм приводит к построению истории лит-ры без авторов, вернулся назад к Сент-Бёву (см.). Описывая метод последнего, Б. характеризует свой собственный литературоведческий метод: «Сент-Бёв доходил при разборе произведений до самого их возникновения (!): за лоскутком бумаги он открывает человека. Он научал современников и последующие поколения сознавать, что мы еще не знаем ни одного произведения прошлого, пока нам не удалось уяснить себе душевное состояние, из к-рого оно возникло, и составить себе представление о личности, оставившей нам его». Таков и метод Б., портретно-биографический, с привлечением историко-культурных фактов как фона для психо-биографической конструкции писателя. Один из его критиков правильно отмечает: «Более всего Б. интересуется личностью того или иного деятеля, а на общий характер и условия эпохи обращает внимание лишь настолько, насколько они нужны ему для объяснения психических особенностей этой личности. Для него лит-ру составляют не книги, а живые люди, не сочинения, а их авторы». В таком психологически-портретном стиле выдержаны не только его монографии о Шекспире, Гёте, Дизраэли, Киркегоре, Вольтере и др., но даже в конечном счете и его «Главнейшие течения». В особенности характерен в этом отношении его труд о Шекспире, написанный с целью дать на основании произведений картину психической жизни и развития поэта, к-рым он считает актера из Стрэтфорда, внешняя и внутренняя жизнь к-рого по иным документам нам совершенно неизвестна. Портретно-био-психологический метод Б. переплетается у него с публицистическим подходом к толкованию писательского творчества, в особенности в «Главнейших течениях», где он выступал убежденным ратоборцем за идеалы либерализма, слегка окрашенные в радикальный цвет. Портретист, публицист, Б. вместе с тем по своим приемам изложения и письма — художник больше, чем ученый: блестящий словесный стиль, склонность к сравнениям, к лирическим отступлениям, к автобиографическим экскурсам и т. д. — таковы характерные черты его письма. Кроме указанных выше капитальных трудов, Б. написал множество статей о всех почти скандинавских авторах, а также о многих французских, немецких и русских писателях (о Тургеневе, Достоевском, Толстом, Горьком). В конце 80-х гг. Б. — почетный член Общества любителей российской словесности — [m2]576 был в Петербурге и в Москве, где читал лекции (между прочим о Тэне). Против русского царизма с его погромной политикой Б. направил книгу, в царской России не допущенную. На исходе войны 1914–1918 Б. подписал известный манифест «Clart?». В послевоенную эпоху выступил критиком версальского договора и защитником Советской России. Библиография: I. На русск. яз. собр. сочин. Б. в 20 тт. было предпринято в 1906–1914 в Петербурге; издание его сочин., предпринятое Фуксом в 1902, в 12 тт., (ред. Лучицкой) искажено цензурой. Автобиография Б. (в сокращенном виде) — в «Русской мысли», № 8, 1907. II. Соловьев Е. (Андреевич), Предисловие к «Лит-ре XIX в. в ее главнейших течениях», изд. Павленкова, СПБ., 1895; Hansson O., Das junge Skandinavien, Dresden, 1891. В. Фриче 2.[/b] [trn][m2]Карл-Эдвард-Коген [Karl Edward Cohen Brandes, 1847–] — датский писатель, младший брат знаменитого Георга Брандеса. Известен драмами: «Gyngende Grund» [1882]; «Et Bes?g» [1882] и др. Б. — натуралист.
Значение слова БРАНДЕС в Литературной энциклопедии
Что такое БРАНДЕС
Литературная энциклопедия. 2012