Значение слова ТЕГНЕР в Литературной энциклопедии

Что такое ТЕГНЕР

Исайя [Tegn?r Esaias, 1782—1846] — крупнейший поэт Швеции. Сын сельского капеллана, выходца из крестьян. Окончил ун-т в Лунде, там же был доцентом по эстетике [1810] и профессором греческого языка [1812—1826]. В 1819 стал членом Шведской академии, а последние 20 лет [с 1824] жизни занимал пост епископа в Вакшо. Т. дебютировал в лит-ре под сильным влиянием ложноклассицизма. Широкую известность доставила Т. в 1808 «Боевая песнь сконских ополченцев» (Krigss?ng f?r sk?nska landtv?rnet), проникнутая пламенным патриотизмом, в результате чего она и нашла живейший отклик во всей стране, возбужденной предстоявшей войной с Данией. В 1811 Т. получил премию Шведской академии за поэму «Свея» (Svea — старинное название Швеции), в к-рой определился переход Т. от классицизма к романтизму. Первая часть поэмы написана традиционным александрийским стихом, во второй же части Т., ломая застывшие каноны академической школы, изливает в свободном и живом стихе волнующие его чувства, — славит красоту родной природы, бичует слабости и пороки своей эпохи и зовет соотечественников к борьбе за лучшее будущее.

215 Посетив в 1812 Стокгольм, Т., как бы в виде ответа ярым фосфористам, т. е. приверженцам немецкого романтизма, издававшим лит-ый журнал «Фосфор» ( см . « Скандинавская литература », раздел: Шведская литература) и упрекавшим Т. в «показательно-выжидательном нейтралитете», примкнул к Союзу Готов, объединившему сторонников шведского романтизма и начавшему издавать журнал «Идуна», в к-ром печатались лучшие образцы шведской поэзии нового направления, очерки и статьи на темы о древнескандинавской истории и лит-ре. На несдержанные выпады фосфористов Т. откликался остроумными экспромтами и сатирическими стихотворениями (одно из лучших — «Полярное путешествие» — Polarresan). В двух своих знаменитых речах: в 1817 (на праздновании 300-летия Реформации) и в 1820 (на празднике торжественного посвящения магистрантов Лундского ун-та в магистры) — Т., отметив заслуги классической лит-ой школы, осудил крайние увлечения и слабости шведских романтиков, особенно неясность и туманность их творчества. Поэтический талант самого Т. к тому времени созрел, и творчество его, питаемое такими источниками, как древнеклассическая поэзия и произведения Байрона, Эленшлегера, Гёте и Шиллера, подымалось к своим вершинам. Несколько патетический стиль Т., вполне, однако, гармонировавший с темами и отвечавший требованиям эпохи, поражает гибкостью и богатством оттенков, стих — силою, звучностью, разнообразием ритмов. Если прибавить к этому богатство и силу поэтических образов, глубину чувства и остроумие, то понятно, почему Т. оказался крупным художником слова в любой области — и в обработке монументальных древнескандинавских сказаний, и в меткой летучей сатире, и в идиллических картинах природы, и даже в частных своих письмах. Многие из последних — настоящие шедевры эпистолярного искусства. Не имел себе равного Т. во всей современной Скандинавии и как оратор. Творчество Т. — крупнейшее

216 явление в шведской лит-ре XIX в. К числу лучших произведений Т. относятся поэмы: «Конфирманты» (Nattvardsbarnen, 1820), «Аксель» (Axel, 1821), «Песнь о Карле XII» (Karl XII, 1818), ставшая национальным гимном шведов; идиллия (в гекзаметрах) «Невеста» (Kronbrud, 1841) и «лебединая песнь поэта» — «Прощание с лирой» (Afsked til min lyra, 1845). Самое крупное и самое знаменитое произведение Т. — это «Сага о Фритьофе» (Frithiofs-saga, 1820—1825). Все характерные отличия творчества Т., о к-рых говорилось выше, сконцентрированы в этой саге, стяжавшей Т. мировую славу. Гёте дал о ней восторженный отзыв. В 1825, в год выхода в свет саги о Фритьофе, Т. был неожиданно для себя назначен на пост верховного руководителя государственной церкви и епархии Вакшо. Несоответствие его миросозерцания занимаемой должности (религиозность Т. была ближе к философии Платона, чем к христианству), травля со стороны либеральных партий, упрекавших Т. в измене «свободолюбивым» принципам (Т. видел в беспринципном либерализме не меньшую опасность для истинной культуры, чем в романтическом обскурантизме), а также личная драма (любовь к жене члена Лундского муниципалитета Эфрозине Пальм) — все это болезненно отразилось на психике поэта. Нерасположение Т. ко многим явлением современной действительности перешло в агрессивную брезгливость к «двуногой собачьей породе, именуемой людьми», и когда он писал, что «с чернью надо обращаться сурово и жестоко», он уже стоял на грани безумия, к-рого так страшился. Стихотворение «Черная меланхолия» (Sv?rmod) отражает этот несчастный период жизни Т. С осени 1840 до весны 1841 он прожил в доме для умалишенных в Шлезвиге. По возвращении он приступил к своей работе, но вскоре вновь заболел. Последние годы жизни Т. были сплошным страданием. Он умер в Векслё в 1846. Иллюстрация: Кюльберг. Иллюстрация к произведению Тегнера «Галькан»

217 Библиография : I. Фритьоф, скандинавский богатырь, пер. Я. Грота, Гельсингфорс, 1841; Избранные места из поэмы Владимир Великий, соч. Стагнелиуса, и Фритиофссага, соч. Тегнера. С шведск. И. Ш-й, М., 1845; Первое причащение, пер. В. Головина, СПБ, 1862; Сборник классических иностранных произведений, под ред. А. Н. Чудинова, т. I, Воронеж, 1875 [здесь напечатаны: «Фритьоф», «Аксель» и «Первое причащение» в пер. Я. К. Грота, Д. П. Ознобишина и В. И. Головина]; Сага о Фритьофе... Аксель, изд. «Academia», М. — Л., 1935. I. Брандес Г., Исайя Тегнер, в кн.: Г. Брандес, Новые веяния, СПБ, 1889, стр. 249—312, и в Собр. соч. Г. Брандеса, т. II, Киев, 1902; Hansen P. Nordiske Digtere..., 2 udg., K?benhavn, 1880; Vasenius V., Sverige; och Finlands Litteraturhistoria, [Stockholm], 1902; R?ndam V., Svensk Literatur, K?benhavn, 1911; Nilsson A., в кн.: Tegn?r E., Filosofiska och estetiska skrifter Utg. av A. Nilsson..., Stockholm, 1913 [вводная статья]; Santesson C. H., Tegn?rs reflexionsdiktning, 1801—1805, «Upsala Universitetis ?rsskrift», 1913, Bd. I; Nilsson A., Svensk romantik, Lund, 1916; B??k F., E. Tegn?r, D. 1, Stockholm, 1917 [биография Т. до 1914]; Gadelius B., Skapande fantasi och sjuka skalder..., Stockholm, 1927; Nilsson A., Tre fornnordiska gestalter, Lund, 1928; Schuck H., och Warburg K., Illustrerad svensk litteraturhistoria, D. 5, 3 uppl., Stockholm, 1929, D. 7, 1932 [библиография]. А. Ганзен

Литературная энциклопедия.