Значение ШЕСТОВ, ЛЕВ в Словаре Кольера

Что такое ШЕСТОВ, ЛЕВ

(1866-1938), русский философ, литературовед. Настоящее имя - Лев Исаакович Шварцман. Родился в Киеве в семье коммерсанта 31 января 1866. В 1884 поступил на математический факультет Московского университета, через год перешел на юридический факультет. Был исключен из университета за участие в политических выступлениях студентов. Завершил образование на юридическом факультете Киевского университета (1889). В дальнейшем Шестов ушел мир литературной критики и философской эссеистики, и выбор этот оказался окончательным. Он участвовал в Религиозно-философских собраниях в Петербурге, поддерживал отношения с ведущими представителями российского религиозно-философского движения начала века - с Д.С.Мережковским, С.Н.Булгаковым, В.В.Розановым, М.О.Гершензоном, Вяч.Ивановым и др. Особенно близкие отношения связывали его с Н.А.Бердяевым.

В 1898 выходит первая книга Шестова - Шекспир и его критик Брандес. Важной вехой в творческой биографии Шестова стали его книги Добро и зло в учении гр. Толстого и Фр.Ницше (1900), Достоевский и Ницше: Философия трагедии (1903) и Апофеоз беспочвенности (1905). Октябрьский переворот Шестов не принял категорически и охарактеризовал власть большевиков как "деспотическую" и "реакционную". В 1919 он эмигрировал из России: в 1920 обосновывается в Женеве, с 1921 и до конца жизни - во Франции. Период эмиграции стал наиболее продуктивным в творчестве Шестова. В эти годы вышли его работы: Власть ключей (1923), На весах Иова (1929). После смерти Шестова были опубликованы: Афины и Иерусалим (1938), Киркегард и экзистенциальная философия (1939), Умозрение и откровение (1964), Sola fide - Только верою (1966). Шестов был активным участником европейского философского процесса 1920-1930-х годов: дружеские отношения связывали его с Э.Гуссерлем, А.Мальро, Л. Леви-Брюлем, А.Жидом, М.Бубером, К.Бартом, Т.Манном и др. А.Камю в своей книге Миф о Сизифе (1942), характеризуя экзистенциальный тип философствования, обращается к творчеству Шестова.

Уже в первой большой работе Шестова - Шекспир и его критик Брандес (1898) - основные темы его творчества намечены вполне определенно: судьба человека в равнодушном и беспощадном мире; наука и "научное" мировоззрение, по существу благословляющие безысходность человеческого существования, лишающие жизнь даже ее трагического смысла. Уже в этой работе Шестов обнаруживает своего главного противника - философский рационализм, который, по его убеждению, всей силой разума санкционирует необходимость и закономерность "объективных обстоятельств", унижающих и уничтожающих человека, и в то же время требует от него оптимизма в осознании "разумной необходимости" (Спиноза, Гегель, Маркс).

Критика разума вообще и философского умозрения составляют содержание творчества Шестова. В этой борьбе он искал и находил "союзников" (Ницше, Достоевский) и даже "двойников" (Кьеркегор). Даже учение своего близкого друга Н.А.Бердяева об иррациональной, "несотворенной" свободе представлялось Шестову излишне умозрительным. Критикуя любые попытки умозрительного отношения к Богу (философские и богословские в равной мере), Шестов противопоставлял им исключительно индивидуальный, жизненный (экзистенциальный) путь веры.

Экзистенциальная философия, утверждал Шестов, начинается с трагедии, она исходит из предположения, что "неизвестное ничего общего с известным иметь не может, что даже известное не так уж известно, как это принято думать, и что, следовательно, все предположения... были только обманчивыми иллюзиями". Шестов предлагает забыть о том привычном образе мира, который навязан человеку наукой, рационалистической философией и здравым смыслом. В мире экзистенциальной философии будущее совершенно неизвестно: "Всякое подлинное творение есть творение из ничего... Творчество есть непрерывный переход от одной неудачи к другой. Общее состояние творящего - неопределенность, неизвестность". Истина, которой владеет философ в настоящий момент, имеет значение ("чего нибудь да стоит"), только если он признает, "что она безусловно не может быть ни для кого обязательной". Шестов отрицал "оправданность" любого универсализма в истории и был готов ниспровергать идею прогресса под любым обличьем: гегелевского панлогизма, "становления абсолютного всеединства" Вл.С.Соловьева или "творчества богочеловечности" Бердяева. Историческое познание в научно-рационалистическом смысле вообще невозможно. История - "простое повествование". Отношение к прошлому всегда должно носить личный характер. Открыть истину в истории может "только тот, кто ее ищет для себя, а не для других, кто дал торжественный обет не превращать свои видения в общеобязательные суждения".

Идея веры-свободы в творчестве Шестова оказывается единственно возможным положительным ответом на вопрос о смысле исторического существования человека. Нельзя метафизически доказать, что "бывшее станет небывшим" и волею Абсурда "железная" логика исторического и природного процессов может быть отменена, но в это можно поверить. "Для Бога нет ничего невозможного - это самая заветная, самая глубокая, единственная, я готов сказать, мысль Кьеркегора - а вместе с тем она есть то, что коренным образом отличает экзистенциальную философию от умозрительной".

Умер Шестов в Париже 20 ноября 1938.

Кольер. Словарь Кольера.