Значение слова БОГУШЕВИЧ в Литературной энциклопедии

БОГУШЕВИЧ

Франциск [1840–1900] — видный белорусский поэт. Р. в Ошмянском уезде Виленской губ., в мелкошляхетской семье; среднее образование получил в Вильно, потом учился в Петербурге на физико-математическом факультете. В 1863 Б. принял активное участие в польском восстании; после ликвидации восстания поступил в Нежинский юридический лицей, к-рый окончил в 1868; в продолжение 10 лет был судебным следователем в Конотопе, затем занимался адвокатурой в Вильно. Умер в деревне Ошмянского у. Из напечатанных произведений Б. важными являются два сборника стихотворений: «Дудка беларуска» (Краков, 1891, было 5 изданий) и «Смык беларускі» (Познань, 1894, было 4 издания). В творчестве Б. преобладают мотивы национальные и социальные. Он первый в белорусской лит-ре горячо высказывается за необходимость культурно-национального возрождения родины, в первую очередь родного яз. Проблема национальная тесно увязывается у Б. с проблемой социальной. Рисуя бедственное положение белорусского крестьянства, его эксплоатацию помещиками, Богушевич вскрывает социально-классовые противоречия пореформенной деревни. Идеология белорусского поэта — народническая. Она возникла на почве разложения крепостного хозяйства, возможно под влиянием украинского и русского народничества. Особенное внимание Б. обращает на экономику, его преимущественно интересует социальное положение белорусского крестьянина; к политическим вопросам он относится с значительным индиферентизмом. Поэзия Б. представляет собой как бы кривое зеркало, в к-ром преломляются все недостатки буржуазно-либеральных реформ Александра II («У судзе», «Быу у чыстцы», «У вастрозе», «Кепска будзе» и др.). С народниками Б.

547 роднит также психология кающегося дворянина и своего рода антиэстетизм. Формально-художественные приемы Б. тесно связаны с его народнической тематикой. Поэт весьма часто стремится взглянуть на жизнь глазами простого человека — крестьянина; этим и объясняются в поэзии Б. приемы сказа и остранения. Кроме того в творчестве Б. обнаруживается течение художественного фольклоризма: белорусского поэта интересуют продукты народного творчества, его привлекает народная фантастика; поэтика Б. находится под значительным влиянием поэтики народной песни. Даже привлекая общечеловеческие сюжеты, Б. подчиняет их народнической тематике. Так напр. в разработку фаустовской легенды и легендарно-религиозных представлений о загробном мире поэт вносит народнические мотивы. Творчество Б. оказало большое влияние на развитие белорусской лит-ры: последующие белорусские поэты и беллетристы в значительной степени расширяют и углубляют темы, поставленные Б. М. Пиотухович

Литературная энциклопедия.