Значение ДЖЕМАЛЬ-АД-ДИН АЛЬ-АФГАНИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ДЖЕМАЛЬ-АД-ДИН АЛЬ-АФГАНИ

аль-Афгани Мухаммед Сеид (1838 или 1839, с. Асадабад, близ Кабула, - 9.3.1897, Стамбул), мусульманский религиозно-политический деятель, идеи которого легли в основу панисламизма . Получил высшее религиозное образование в Кабуле. Начал (1857) политическую карьеру при дворе афганского эмира Дост Мухаммеда , в 1868 переехал в Индию, в 1869-71 жил в Стамбуле, в 1871-79 в Каире. Здесь Д. выступал против засилья иностранцев, поддерживал идеи ватанистов (см. в ст. 'Ватан' ). По требованию англичан был выслан из Египта в Индию. В 1883-86 жил в Западной Европе. В 1884 в Париже совместно с М. Абдо издавал газету 'аль-Урва аль-вуска' ('Надёжная опора'). В 1886-87 жил в Иране; в 1887-89 был в России. С ноября 1892 жил в Стамбуле как гость султана Абдул-Хамида II , там же умер. В конце 1944 останки Д. были перевезены в Афганистан.

В главном сочинении 'Опровержение материалистов' Д. с позиций мусульманского правоверия пытался опровергнуть некоторые положения материализма. Резко выступил против 'естественной школы' Санд Ахмад-хана и либеральных реформ в Турции периода танзимата . В устных выступлениях и в печати Д. призывал к объединению мусульман под властью высшего духовного главы - халифа во имя борьбы против западноевропейских колонизаторов, к 'возрождению чистоты ислама' во имя уничтожения социальной несправедливости и к просвещению мусульман для преодоления их отставания от др. народов. Его идеи национального и надклассового единства мусульман легли в основу идеологии панисламизма, получившей распространение ещё при жизни Д. Рассчитывал осуществить эти идеи то с помощью иранского шаха, то с помощью турецкого султана, который, как полагал Д., должен был возглавить объединение мусульманских государств.

Соч.: Ридде начурийя (Опровержение материалистов, буквально - Ответ натуралистам), Хайдарабад, 1881 (на перс. яз.); на франц. яз. - Refutation des materialistes, P., 1942.

Лит.: Богушевич О. В., Мухаммад Джемаль ад-Дин аль-Афгани как политический деятель, 'Краткие сообщения Института народов Азии', 1961, т. 47; Полонская Л. Р. и Литман А. Д., Влияние религии на общественную мысль народов Востока, 'Народы Азии и Африки', 1966, |4; Хакимов И. М., Антиколониализм Джемаль ад-Дина аль-Афгани на страницах 'аль-Урва аль-вуска', в сб.: Арабские страны, М., 1970; аль-Урва аль-вуска ва-с-саура ат-тахририйя аль-кубра ('аль-Урва аль-вуска' и великая освободительная революция), Каир, 1957; Enciclopedie de l'Islam, t. 2, Leyde - P., 1965, р. 427-30.

Л. Р. Гордон-Полонская.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.