К статье БЕЛОРУССИЯ: КУЛЬТУРА
Белорусская литература укоренена в народном фольклоре. Кроме популярных религиозных песен - богогласников и псалмников, - белорусы создали разнообразный сельский и городской фольклор.
Книгопечатание в стране появилось благодаря Франциску Скорине, который в 1520-х годах опубликовал в Вильнюсе белорусский перевод Библии, а позже - различные религиозные трактаты на белорусском языке. Печатное дело распространилось в Белоруссии в 16 и 17 вв. В период расцвета книгопечатания в Белоруссии действовало до 40 печатных станков. Виднейшими деятелями белорусской культуры в 16 в. были реформаторы и гуманисты Симон Будный и Василий Тяпинский, а в 17 в. - поэт и ученый Симеон Полоцкий.
После присоединения (в конце 18 в.) белорусских земель к России литература на белорусском языке интенсивно развивалась. Известна деятельность Яна Борщевского, который ходил по деревням и хуторам, собирал фольклор, обрабатывал его и публиковал. Его работы возродили интерес не только к фольклорным идиомам, но и к самому языку. Во второй половине 19 в. появились белорусский словарь и белорусская грамматика. В 1920-х годах завершилась разработка первой исчерпывающей белорусской грамматики.
Выдающимся явлением в литературе были новеллы и пьесы В.И.Дунина-Марцинкевича (1807-1884). Другие известные писатели второй половины 19 в. - Франциск Богушевич (1840-1900) и Ян Неслуховский (Янка Лучина, 1851-1897), произведения которого ознаменовали переход от темы патриотизма к теме революции и независимости; начала 20 в. - Максим Богданович (1891-1917).
В начале 20 в. большинство ведущих литераторов принимали участие в том или ином литературном кружке. Наиболее известным был кружок, организованный вокруг еженедельника "Наша нива" (выходил с 1906 по 1915, публиковал поэзию и прозу, а также новости и политические комментарии). Из этого кружка вышли поэты Янка Купала (1882-1942) и Якуб Колас (1882-1956), произведения которых признаны классикой белорусской литературы. Каждый из них по-своему отразил дух белорусского народа - Колас, с его постоянным вниманием к положению простого человека; Купала, с его ярким и поэтичным описанием крестьянской жизни. С 1960-х годов эта традиция внимания к жизни народа, выраженная в описании индивидуальных судеб людей, была продолжена в прозе Василя Быкова (р. 1924) и Алеся Адамовича (1927-1994).