Морис [Maurice Barr?s, 1862–1923] — французский писатель. Первыми произведениями Б. были две трилогии: «Культ „Я“» (Le Culte du Moi), включавшая романы: «Под взглядом варваров» (Sous l’oeil des barbares, 1888), «Свободный человек» (Un Homme libre, 1889) и «Сад Беренисы» (Le Jardin de B?r?nice, 1891) и трилогия — «Роман национальной энергии» (Le Roman de l’?nergie nationale); в нее вошли: «Беспочвенники» (Les d?racin?s, 1897), «Обращение к солдату» (L’Appel au soldat, 1900), «Их лица» (Leurs figures, 1902). В этих трилогиях сложился облик Б. — художника, выражавшего агрессивные устремления буржуазного класса. От демонстрации неограниченного индивидуализма, от провозглашения необходимости бороться за сильную личность Б. перешел к проповеди национализма, к ультрапатриотической пропаганде. Так в Б. оформился махровый реакционер и шовинист. Романы Б. (к двум трилогиям надо присоединить еще роман «Враг законов» — «L’ennemi des lois», 1892, примыкающий по своему содержанию к первому циклу романов Барреса) являются пестрым смешением элементов публицистики и художественной прозы; это не романы в обычном смысле этого слова, а скорее сводки журнальных материалов, с необычайным искусством скрепленные в одно целое. С первых шагов своего творчества Б. был воинствующим автором. Он отстаивал провозглашенные им националистские лозунги, агитировал. Эта агитационная направленность вещей Б. определила крайне своеобразную, полупублицистическую их форму. Одним из основных положений националистской доктрины Б. была идея реванша, на ней он спекулировал с особой охотой и с особым успехом. Естественно, что в период войны Б. оказался в первых рядах идеологов шовинизма, среди самых махровых французских империалистов. Он весь отдался в эту эпоху злободневной журналистике; в многочисленных томах «Французской души во время войны» (L’?me fran?aise ? la guerre, 1915–1920) собраны статьи, от которых пахнет самым отвратительным каннибальством. Б. посвятил несколько книг своим «путешествиям» в Грецию, Испанию, Италию («Du sang, de la volupt? et de la mort», P., 1894, «Amori et dolori Sacrum», P., 1902,
356 «Le voyage de Sparte», 1906). В этих книгах Б. занимался не столько описанием того, что ему приходилось встречать на пути, сколько пропагандой националистских идей. В смысле жанра эти «путешествия» сыграли любопытную роль: в современной французской лит-ре жанр «путешествий», введенный Барресом, имеет достаточно широкое распространение. Библиография: Сад на берегу Оронта, П., 1923; Gide A., Pr?textes, P., 1906 (переизд. P., 1925); Его же, Incidences, P., 1911 (переизд. P., 1924, 1927); Massis H., La pens?e de M. B., «Mercure de France», P., 1919; Curtius E. K., M. B., Bonn, 1921 (на нем. яз.); Giraud V., M. B., P., 1922; «Nouvelle Revue Fran?aise», 15/XII, P., 1923 (номер посвящ. Б.); Thibaudet A., La vie de M. B., P., 1923; «Clart?», №№ 34, 50–53, P., 1924; Moreau P., Le victorieux XX si?cle, P., 1925; Dingle R., Three French Writers (Loti, B., France), «London Mercury», Oct., L., 1925; «Les nouvelles litt?raires», 26/XII, P., 1925 (номер посвящ. Б.); Fay B., Panorama de la litt?rature contemporaine, P., 1926; de Fraz R., ?ssais et analyses, P., 1926; Cocteau J., Le rappel a l’ordre, P., 1926; Jaloux E., L’?sprit des livres, 2-e s?rie, P., 1927; Mauriac Fr., Le Roman, P., 1928. И. Анисимов