Значение БАРРЕС МОРИС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое БАРРЕС МОРИС

(Barr?s) — известный французский писатель. Род. в 1862 г., в Эльзасе. Выступил в литературе в начале 80-х гг. с проповедью "культа личности" и славословием "свободного человека". В этом духе написана трилогия, носящая общее заглавие "Le Culte de moi" (1888—1891, 3 т.) и состоящая из трех романов: "Sous l'oeil des barbares", "L'Homme libre", "Le jardin de Berenice". "Свободным человеком" Б. называет того, кто отбросил все порабощающее: инстинкты, привычки, связь с прошлым, с семьей, с родиной. Тех, кто признает что-либо помимо собственного "я", он считает "варварами", чужими его душе. Нужно стать одиноким, чтобы жить в правде. Преодоление варварства должно совершаться не только относительно других людей, но и в самом себе. Только очистившись от всего инстинктивного и рабского, человек может дойти до высочайшего пафоса — до признания себя не чем-то обособленным, а "моментом бессмертного целого". В таком же духе прославления индивидуальной свободы и возмущения против всех ограничивающих личность законов и принципов, написан роман "L'Ennemi des Lois" (1892). В дальнейших своих произведениях ("Du Sang, de la volupt? et de la mort", 1894, и др.) Б. воспевал утонченные эмоции. В период буланжизма Б. внезапно увлекся политикой и был избран в парламент, как буланжистский кандидат в 1889 г. В парламенте карьера его была неудачна и окончилась в 1893 г.; сам он объяснял ее своим дилетантизмом, стремлением испытывать самые разнообразные ощущения. К тому же периоду относится политическая пьеса Б. "Journ?e parlementaire" (1894), возбудившая скандал своими обличениями. От дилетантства в политике Б. перешел в последнее время к проповеди национальной энергии и сделался одним из столпов национализма. Забыв свое прежнее антисоциальное учение, Б. взывает к упавшей духом молодежи, чтобы воскресить в ней национальную энергию. Прежний декадент подчиняет теперь индивидуализм национальному принципу. В этом новом духе им написано три романа — "romans de l'?nergie sociale". Первый из них, "Беспочвенники" ("Les D?racin?s"), характерен уже самым своим заглавием, дающим формулу целого поколения. В этом романе Б. объясняет общественные невзгоды Франции крайней централизацией в управлении страной. Второй роман, "L'appel au Soldat", рассказывает историю буланжизма: бывший его приверженец определяет его как "сентиментальный фазис национализма". История буланжизма рассказана очень объективно и с холодной иронией. Третья часть трилогии: "Leurs figures" описывает Панамский процесс. Роман этот имеет мало связи с идейным замыслом трилогии, и обнаруживает только диалектический талант автора. Всего интереснее документальная сторона романа: Б. проявляет себя талантливым, хорошо осведомленным публицистом. Идейная и художественная сторона романа неудовлетворительна.З. В.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.