Значение слова БАРОХА-И-НЕССИ в Литературной энциклопедии

БАРОХА-И-НЕССИ

Пио [Pio Baroja y Nessi, 1872–1928] — известный испанский романист, по профессии врач. Написал свыше 30 романов, черпая сюжетный материал по преимуществу из быта испанской провинции (Бискайя, Андалузия), столичного испанского дна и из истории Испании конца XIX в. В 1900 выпустил сборник новелл «Vidas Sombras», где сказалось сильное влияние Э. По, Достоевского и Бальзака (см.). Б. увлекался также и философией Ф. Ницще, влияние которого обнаруживается во многих произведениях испанского писателя. Излюбленная тема Б. — столкновение и борьба сильной и активной личности с косной и консервативной средой. Эта тема в сатирическо-гротескном плане разработана в романах «Inventos, aventuras y mistificaciones de Silvestre Paradox» [1901] и «Paradox, Rey» [1906], а в плане историко-социальной эпопеи — в «Memorias de un hombre de accion» (серия из 12 романов, начатая в 1913 и законченная в 1922). Б. — типичный представитель испанского буржуазного либерализма, который очень часто сочетается у него с идеологией индивидуалистического анархизма. Тем не менее, в своей трилогии «Борьба за существование» (La lucha por la vida, 1904), состоящей из романов «La busca» (Поиски), «Mala hierba» (Сорная трава) и «Aurora roja» (Красная заря), Б. сумел дать яркое и в основе своей верное изображение классовой борьбы в современной Испании и вывести с должной объективностью характерные фигуры испанского анархизма и революционного марксизма в рабочей испанской среде. В своих романах из быта испанской провинции Б. изображает условия земледельческого труда и

355 социальные конфликты в испанской деревне. Не чужд также Б. и мотивов религиозного мистицизма, к-рый особенно сильно проявляется в романе «Camino de perfecci?n» [1902], некоторыми из своих страниц возвращающем нас к временам средневековой мистико-эротической философии. Библиография: I. Русск. перев.: Aurora Roja (Красная заря), La busca (Путь к совершенству), Древо познания и др., изд. «Совр. проблемы» М., 1912; «Сорная трава», Гиз, М. — Л., 1927. II. О творчестве Б.: Ст. Дионео в журн. «Русское богатство», №№ 1 и 2, СПБ., 1911; Фриче В. М., П. Б., «Современный мир», № 10, СПБ., 1911; Peseux-Richard N., P. B., «Revue hispanique», 1910, v. XXIII; Pfandl L., P. B., «Die neueren Sprachen», Marburg, 1920, Bd. XXVIII. К. Д.

Литературная энциклопедия.