Теодор-Фолен, де [Th?odor-Folin de Banvill, 1823–1891] — французский поэт, драматург, критик и журналист, представитель «парнасцев». Начав свою лит-ую деятельность под влиянием романтиков [особенно В. Гюго (см.) и А. Мюссе (см.) ], Б. воспринял впоследствии проповедь Т. Готье (см.) об «искусстве для искусства». Пристрастие Б. к изощренной форме дало возможность большинству буржуазных критиков и историков лит-ры объявить его бессодержательным поэтом, искусником, жонглирующим рифмами и ритмами. Между тем поэзия Б. не лишена не только содержания, но и своеобразного гражданского пафоса, унаследованного Б. от романтиков и развившегося в нем под влиянием революционных движений во Франции XIX в. Сам Б. объясняет свою приверженность к «причудливым рифмам», к формально-выразительному стиху не только любовью к «красоте», но еще и желанием лучше передать дух эпохи, «судорожной», «напряженной» эпохи, для освещения к-рой, по выражению Б., нужны не «классические свечи», а «оргии газа... пожары... кометы». Вслед за мифологическими стихами (Кариатиды, 1842) и картинками «галантной жизни» XVII-XVIII веков (Stalactites, Р., 1846) Б. дал в лучшей своей книге — «Акробатических одах» (Odes funambulesques, Alen?on, 1857, Р., 1859) подлинную сатиру, обличающую меркантильный дух Второй империи, — империи «Французского банка и денег». «Выше, выше», поет у Б. цирковой прыгун и уносится к звездам, чтобы «не видеть нотариусов и лавочников в их отвратной черной одежде». Еще ощутительнее сатира Б. в «Новых акробатических одах» (Nouvelles odes funambulesques, P., 1869). Б. осмеивает буржуа гл. обр. как эстетически неприемлемую фигуру, т. е. так же, как вообще делали это парнасцы, не имевшие, по словам Плеханова, «ничего против буржуазных общественных отношений» и желавшие только, «чтобы буржуазный строй перестал порождать пошлые буржуазные нравы». Узость и беспочвенность этого протеста обусловливались тем, что никакого общественного идеала, к-рый мог бы быть противопоставлен буржуазному строю, у Б. конечно не было. «Политика» вообще казалась ему делом «несерьезным». Тем не менее франко-прусская война и, с другой стороны, Парижская коммуна всколыхнули Б., подобно тому как на время воодушевила
329 Бодлера (см.) революция 1848. Б., вообще склонный к внесению элементов злободневности в свои произведения, всю жизнь, по его словам, мечтавший «обручить поэзию с газетой», выпускает сатирические «Прусские идиллии», писавшиеся по-газетному, от случая к случаю, и «Камеи», сборник стихов, в к-рых запечатлены образы борцов за Коммуну. В последний период творчества в стихах Б. сказывается реалистическая струя (сборн. «Мы все», 1884). В это время Б., судя по отдельным намекам в его книгах, ощущает социальную ограниченность своей поэзии. Он пишет, что поэту его времени недостает «хора», ощущения единства с народом, того «знака», «крика», к-рый зовет к «братскому общению». Подобные мысли Б. не получили достойного художественного выражения и поэтому не вносят значительных изменений в его общий поэтический облик. Б. был весьма плодовитым писателем. Кроме упоминавшихся выше, им были выпущены следующие сборники стихов: «Изгнанники» [1867], «Веселые баллады» [1875], «Золотые рифмы» [1891] и др. Перу Б. принадлежит большое количество пьес для театра (наиболее известна комедия «Gringoire»), ряд критических статей о театре и статьи и очерки на разные темы: «Paris v?cu», P., 1883; «Mes souvenirs», P., 1882; «Petit trait? de versification fran?aise», P., 1872. Библиография: Издания Б.: Po?sies compl?tes, P., 1878–1879, 3 vv.; Com?dies, P., 1892; Critique, P., 1917. II. Плеханов Г., Искусство и общественная жизнь, Сочин., т. XIV, Гиз, М., 1924; Sainte-Beuve Ch., Causeries du Lundi, P., 1851–1857, t. XIV; Barbey d’Aurevilly J., Les oeuvres et les hommes, P., 1861–1895; Lema?tre J., Les contemporains, ?tudes et portraits litt?raires, P., 1885–1896; Tellier J., Les ?crivains d’aujourd’hui. Nos po?tes, P., 1888; Grein H., Studien ?ber den Reim bei Th. de B., ein Beitrag zur Geschichte der franz?sischen Verstechnik, Kiel, 1903; Charpentier L., Th. de B., L’homme et son oeuvre, P., 1925. Б. Песис