Герман [German Bang, 1858–1912] — датский писатель. Р. в старинной пасторской семье. Принадлежал к потомственной интеллигенции, историческое существование которой было тесно связано с прошлым феодальной Дании. Банг был глубоко привязан к дворянской культуре. Он видел, как эта близкая ему культура угасает, вырождаясь и социально и физически. Ее конечная гибель представлялась ему неизбежной. В первом своем романе — одном из лучших своих произведений — «Безнадежно погибающие» (в русск. переводе «Дряхлеющий век») [1885] Банг изображает вырождение старинной аристократической фамилии. Последний отпрыск рода обрывает свою жизнь самоубийством в минуту успеха, предчувствуя, что ему не удастся удержаться на достигнутой высоте, что дурная наследственность его осилит и низвергнет в ничтожество. Тот же меланхолический мотив предрешенной гибели встречается и в его рассказах, объединенных в книги — «Эксцентрические новеллы» («Четыре чорта» и др.), «Таинственные рассказы». Часто меланхолические
330 мотивы переплетаются у Б. с меланхолическими же зарисовками природы и интерьеров, как например, в рассказе «Ее высочество», в котором описывается бесцельная и жалкая жизнь стареющей принцессы. В этой небольшой повести Б. превосходно удалось передать скуку и убожество бедного немецкого герцогского двора с его церемонным этикетом и анахронической нелепостью, потрясающе очевидной. Последовательный пессимист, Б. (несмотря на свой датский патриотизм) считает и дальнейшую судьбу своего отечества глубоко безрадостной. Былая слава и величие Дании кажутся ему похороненными на полях сражений во время войны с Пруссией [1864]. Отражением этих мыслей Банга является его роман «Тине» [1889]. Последними произведениями Б. были: роман «Без родины» и книга воспоминаний «Десять лет». Не будучи драматургом, Б. сильно увлекался театром и считался одним из виднейших театральных деятелей своего времени. Режиссерская деятельность Б. началась в Париже в театре Режан. Впоследствии он был директором театра в Берлине, Мюнхене и Копенгагене. Помимо художественных произведений Б. написал две книги критических и теоретических статей, посвященных разным областям искусства. В этих своих статьях он выказал себя приверженцем французской художественной культуры и в частности зарождавшегося тогда декадентства. Однако декадентство Б. еще глубоко связано с натуралистическим искусством предшествующего поколения. Подобно натуралистам он продолжает тщательно описывать психологические процессы выводимых героев, вскрывая их социальную природу и специфичность. Но в то время как натуралисты старались давать возможно полную картину своего времени, Б. ограничивался более узкой областью наблюдения
331 вырождение и гибель вековых устоев дворянской культуры были почти единственной его темой. Кроме французов повлиял на поэтику Б. и один из его соотечественников — натуралист Якобсен (см.). С последним его сближает мягкость повествовательного слога и тонкое понимание задач художественного бытописательства. Библиография: I. Собр. сочин. Б. вышло в шести томах в Копенгагене и Христиании в год смерти автора. На русск. яз. переведены все художественные произведения Б.: Изд. «Современное творчество», 2 тт., М., 1909–1910; «Современные проблемы», 10 тт., М., 1910–1914; Саблин, 5 тт., М., 1910–1911, и «Универсальная библиотека». II. На русск. яз.: Левенсон А., «Современный мир», № 11, 1907; Попенберг Ф., Сборник «Северные писатели, СПБ., 1907. В. — В.