Гильом [Guillaume Apollinaire, 1881–1918] — псевдоним Вильгельма Аполлинария Костровецкого, французского поэта и критика. А., в начале своей лит-ой карьеры стоявший близко к представителям французского символизма, впоследствии один из крупных представителей левого искусства во Франции, примкнул к кубистам и футуристам. Подобно многим буржуазным революционерам в искусстве, А. был чрезвычайно неустойчив и беспринципен в своих политических взглядах. Поэт, к-рого считали эстетическим террористом, способным разрушать музеи и даже — похищать памятники искусства (в 1911 А. был арестован по нелепейшему обвинению в краже «Джиоконды»), поэт, написавший: «Люди будущего, помните обо мне — я жил в эпоху, когда кончались короли», издевавшийся над буржуазной публикой (постановка драмы А. «Сосцы Тирезия», вызвавшей возмущение зрителей), в то же время всячески старался демонстрировать свою благонадежность и добивался ордена Почетного легиона. Эта неустойчивость привела к тому, что во время войны А., некогда осмеивавший военщину, обратил свои футуристские лозунги бодрости и борьбы со «старьем и рутиной» на служение империализму, требуя не только победы над Германией, но и «возмещений». Нужно отметить, что этот патриотический подъем сопровождался, по словам биографа А. —
194 Ф. Супо, — «психической растерянностью» и упадком творческих сил. В период расцвета А. был активным деятелем не только в области лит-ры, но и в области живописи, со многими представителями к-рой (Пикассо, Анри Руссо) он был близок. А., изложивший в своей книге «Живописцы-кубисты» [1912] принципы живописного кубизма, сам испытал на себе влияние этой школы и пытался перенести ее приемы на искусство слова. Не довольствуясь нарушением канона в области синтаксиса, метра и словаря, А. изгоняет из своих стихов пунктуацию, прибегает к типографским ухищрениям и др. приемам, цель к-рых — дать в поэзии присущее живописному кубизму многопланное ощущение объекта. Таковы «каллиграммы» и «идеограммы» А., в к-рых он стремится сделать стихи выразительными не только поэтически, но и графически. Лучшие книги А. («Alcools», «Calligrammes») обнаруживают подлинного лирического поэта с некоторой склонностью к сатире. А. обладал значительной, характерной для ученика символистов эрудицией, к к-рой несколько иронически относились его левые друзья и враги, считавшие ее одной из причин «рассудочности» А. От шаблонного футуризма А., испытавшего на себе влияние не только Рембо (см.) , но и Гейне (см.) и Бодлера (см.) , отличает его связь с лит-рой прошлого. Даже своими каллиграммами и идеограммами А. обязан не только новаторским тенденциям, но и знакомству с поэзией александрийцев. А. оказал значительное влияние на новейшую французскую поэзию вплоть до последних ее представителей — сверхреалистов (см.) , к-рые не только самое название своей школы, но и принцип «сверхреалистской» импровизации заимствовали у А. Библиография: I. Важнейший произведения: сборн. стихов — «Алкоголь» (Alcools), 1913; «Каллиграммы» (Calligrammes), 1918; «Имеется» (Il y a), 1924; романы и новеллы — «Разлагающийся чарователь» (L’enchanteur pourrissant), P., 1921; «Ересиарк и К-о» (L’H?r?siarque et C-ie), P., 1922; «Убийство поэта» (Le po?te assassin?), P., 1927, и др. II. Эфрос А., Три силуэта, «Современный Запад», № 4, П. — М., 1923; Эйхенгольц М., Современная французская поэзия, «Печать и революция», № 4, М., 1924; Lalou Ren?, Histoire de la litt?rature fran?aise contemporaine, P., 1922; Duhamel G., Les po?tes et la po?sie, P., 1922; Billy A., A. vivant, P., 1923; спец. номер журн. «Esprit Nouveau», окт., P., 1924; Soupault Ph., G. A. ou Reflets de L’incendie, Marseille, 1927. Б. Песис