Значение САНСКРИТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Большой советской энциклопедии, БСЭ

САНСКРИТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

литература, индийская литературная общность на классическом санскрите . На протяжении 1-го тысячелетия С. л. являлась ведущей в Индии. Нередко С. л. понималась расширительно, с включением в неё памятников на ведическом и эпическом санскрите, а также на пракритах . Её значение падает со становлением национальных литератур и новых межнациональных литературных общностей.

Представляя собой совокупный литературный опыт народов Индии, С. л. впитала их фольклорные и литературные традиции. Наиболее ранние её представители - поэт и драматург Ашвагхоша (2 в.) и драматург Бхаса (около 4 в.). Середина и конец 1-го тысячелетия дали немало памятников, имеющих мировое значение: драмы Калидасы, Бхавабхути, Шудраки, Вишакхадатты, лирику Амару, Бхартрихари, прозу Васубандху, Баны, Дандина, обретшие литературную форму фольклорные памятники 'Брихаткатха', 'Панчатантра', 'Веталапан-чавиншати', 'Шукасаптати' и др., сатирические фарсы и т.п. С. л. не только отразила всю противоречивость социального и культурного развития народов Индии в древности и раннем средневековье, но наряду с аристократическими тенденциями развила демократические тенденции, связанные с прогрессивными течениями общественной мысли. В рамках С. л. получила развитие теория литературы и эстетика (Бхамаха, Анандавардхана, Абхинавагупта и др.).

В мировом историко-литературном процессе С. л. принадлежит важное место. Народные книги 'Панчатантра', '25 рассказов Веталы', '32 рассказа царского трона', '70 рассказов попугая' были восприняты и переработаны в литературах различных народов, в том числе и европейских (Ж. Лафонтен, И. В. Гёте и др.). В середине 17 в. на нидерландском языке кальвинистским миссионером А. Рогером были опубликованы переводы стихов Бхартрихари и его краткая биография. Значительное внимание С. л. уделяли И. Гердер и Г. Форстер , И. В. Гете , высоко оценившие её памятники, впервые становившиеся доступными европейскому читателю. Большой вклад в популяризацию и научную интерпретацию С. л. внесён Ф. Шлегелем , А. Шлегелем , Ф. Рюккертом (Германия) и другими представителями романтической школы. Немалое значение для формирования взглядов на С. л. оказали воззрения Г. В. Гегеля , Ф. В. Шеллинга , А. Шопенгауэра . Расширение знаний об истории Индии дало возможность уже А. Веберу (Германия) подойти более исторично к пониманию С. л., что получило развитие в трудах А. Макдонелла, Р. Фрейзера, А. Б. Кизса (Великобритания), М. Винтерница, И. Хертеля (Германия), Г. Глазенаппа (ФРГ) и др. Борьба за национальную независимость и формирование национального самосознания народов Индии стимулировали работу индийских учёных в области исследования С. л. (Р. Г. Бхандаркар, С. Н. Дасгупта, С. К. Де, Д. Д. Косамби, В. Рагхаван и др.). Большой вклад в изучение С. л. внесён русской дореволюционной и советской индологией .

Лит.: Серебряков И. Д., Очерки древнеиндийской литературы, М., 1971: Windisch Е., Geschichte der Sanskrit - Philologie und Indischen Alterthumskunde, Bd 1-3, Lpz., 1917-21; Warder A. K., Indian Kavya literature, v. 1, Deli, 1972.

И. Д. Серебряков.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.