Значение РАСА (КАТЕГОРИЯ ДРЕВНЕИНД. ПОЭТИКИ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ

РАСА (КАТЕГОРИЯ ДРЕВНЕИНД. ПОЭТИКИ)

(санскр., буквально- вкус), одна из основных категорий древнеиндийской поэтики. В широком смысле означает эстетическое наслаждение, восприятие. В трактате 'Натьяшастра' (приблизительно 2-4 вв.) сформулировано учение о путях достижения эстетического наслаждения в процессе театрального представления. 'Натьяшастра' определяет эротическую, комическую, гневную, героическую, горестную Р., а также Р. страха, отвращения и удивления. Философ Абхинавагупта (10-11 вв.) в трактате 'Абхинавабхарати' сформулировал учение Р., согласно которому Р. соотносятся с основными эмоциональными комплексами, находящимися в подсознании у каждого человека. Обычно эти комплексы обнаруживают себя как простые чувства (любовь, гнев, горе и т.д.), но под влиянием эстетического объекта, не способного вызвать эгоистического желания и эмоции, они трансформируются в Р., доставляющие только наслаждение. Непременным условием возникновения Р., по Абхинавагупте, является невольное отождествление эстетического субъекта (читателя или зрителя) с эстетическим объектом (героями поэмы, драмы и т.д.), отчего эстетический объект воспринимается вне связи с конкретными личностями и событиями. Основным средством возбуждения Р. признаётся дхвани . Концепция 'дхвани-раса' стала кардинальной доктриной средневековой индийской поэтики.

Лит.: История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. 1, М., 1962; Гринцер П. А., Теория эстетического восприятия ('раса') в древнеиндийской поэтике, 'Вопросы литературы', 1966, | 2; Анандавардхана. Дхваньялока ('Свет дхвани'). Пер. с санскрита, введение и комментарий Ю. М. Алихановой, М., 1974; Gnoli R., The aesthetic experiens according to Abhinavagupta, Roma, 1956.

П. А. Гринцер.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.