Значение слова ПЕЛОП в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

ПЕЛОП

В греческой мифологии герой, сын Тантала. Убив Пелопа , Тантал пригласил богов на пир и подал им угощение, приготовленное из тела Пелопа . Разгневанные боги, отвергнув эту нечестивую трапезу, приказали Гермесу вернуть Пелопа к жизни. Гермес выполнил волю богов, погрузив разрозненные члены Пелопа в котёл с кипящей водой; юноша вышел из него наделённым необычайной красотой (Pind. Ol. I 37 — 50). Только одно его плечо (которое в задумчивости съела Деметра, опечаленная исчезновением дочери Персефоны) пришлось изготовить из слоновой кости; с тех пор у потомков Пелопа на левом плече сохранялось белое пятно. Пелоп унаследовал от отца власть над областью Сипила, но, теснимый троянским царём Илом, решил переправиться в Грецию, захватив с собой свои несметные сокровища. Для этой цели его покровитель Посейдон, подарил ему золотую колесницу, запряжённую крылатыми конями; при переправе через море кони мчались так легко, что оси колесницы не касались волн. В Греции Пелоп стал свататься к Гипподамии, дочери Эномая, царствовавшего в Писе (Элида). Эномай, испытывавший страсть к собственной дочери (вариант: ему была предсказана смерть от будущего зятя), заставлял претендентов на руку Гипподамии состязаться с ним в беге на колесницах. Он давал своему сопернику преимущество во времени, а затем без труда нагонял его и поражал ударом копья в спину. К моменту появления Пелопа в Писе Эномаем было убито 12 или 13 человек; их могилы показывали в Олимпии ещё во 2 в. н. э. (Paus. VI 21, 9). Согласно одной версии мифа (Pind. Ol. I 67—88), Пелоп легко выиграл состязание (или похитил Гипподамию) благодаря своим крылатым коням. Более распространён другой вариант мифа, по которому Пелоп воспользовался помощью Миртила, возницы Эномая: он пообещал Миртилу, влюбленному в Гипподамию, но не дерзавшему вступить в состязание с Эномаем, половину царства Эномая и обладание Гипподамией в течение одной ночи. Гипподамия, покорённая красотой Пелопа , уговорила Миртила оказать Пелопу содействие. Миртил заменил металлическую чеку в колеснице Эномая восковой, вследствие чего колесница разбилась и Эномай погиб (Apollod. epit. II 3—9; Paus. VIII 14, 10—12). Пелоп , который хотел избавиться от свидетеля его коварной победы (вариант: когда Миртил пытался овладеть Гипподамией), столкнул его в море; Миртил, падая, проклял Пелопа и его род. Это «проклятие Пелопидов» считалось одной из причин трагических испытаний, выпавших на долю сыновей Пелопа — Атрея и Фиеста и их потомков (Soph. El. 504 — 515; Eur. Orest. 988—994). Очищенный Гефестом от крови Миртила, Пелоп унаследовал власть в Элиде и распространил её на всю южную Грецию, которая вместо прежнего названия "Апия" стала называться Пелопоннесом ("остров Пелопа "). Среди его сыновей традиция называла; Трезена — героя-эпонима одноимённого городе в северном Пелопоннесе, Алкафоя - деда Аякса, Питфея — деда Тесея. С именем Пелопа в античности связывали установление Олимпийских игр. На территории Альтиса в Олимпии находился священный участок Пелопа и святилище Гипподамии, в которых совершались ежегодные обряды и жертвоприношения; к состязанию Пелопа с Эномаем возводили бега на колесницах, входившие в программу Олимпийских игр. В мифе о Пелопе широко распространённый мотив похищения невесты или состязания за невесту сплёлся с историческими воспоминаниями о древних связях южной Греции с малоазийскими племенами, восходящими к сер. 2-го тыс. до н. э.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.