(??????) в греческой мифологии сын Пелопа и Гипподамии. Изгнанный из Микен отцом вместе с братом Фиестом за убийство сводного брата Xpucunna, А. поселился в Микенах и стал царем власть в Микенах А. вручил временно царь Эврисфей, отправляясь в поход против Гераклитов, в котором он погиб (Thuc. I 9). В «Илиаде» (Hom. Il II 100- 108) еще ничего не сообщается о вражде между братьями: царский посох А., символ его власти, переходит по наследству к Фиесту, от него - к сыну А. - Агамемнону. Существенное изменение сказания произошло, по-видимому, в киклическом эпосе, откуда заимствовали основные линии сюжета аттические трагики и более поздние источники. Вражда А. и Фиеста воспринимается здесь как следствие «проклятия Пелопидов» (см. в статье ПЕЛОП ), влекущего за собой вереницу страшных преступлений с обеих сторон. Начало ей кладет спор между братьями за власть: А. знал, что у него в стаде появился золотой барашек, и предложил в народном собрании присудить царский трон тому, кто предъявит златорунного барашка как свидетельство благосклонности к нему богов. Между тем Фиест, соблазнив жену А. - Аэропу, уже успел при ее посредстве выкрасть барашка и предъявить его собравшимся. А. взывает к Зевсу о помощи, и тот в знак своего благоволения к нему изменяет ход солнца и других небесных светил (по одним источникам, вместо обычного движения с востока на запад солнце стало всходить на западе и заходить на востоке; по другим, - солнце до этого момента всходило на западе и только после вмешательства Зевса установился нынешний порядок). Избранный царем Микен А. изгоняет Фиеста с детьми, но затем, желая отомстить за осквернение своего супружеского ложа, инсценирует примирение с братом и приглашает его на пир («пир Фиеста»), где подает Фиесту угощение, приготовленное из мяса его зарезанных детей (Apollod, epit. II 10- 13); к этому эпизоду некоторые источники приурочивали вторую перемену в движении солнца, восстанавливавшую нарушенный ранее порядок. Узнав после обеда, чем его угостили, Фиест призвал проклятия на А. и его род, которые осуществились затем в судьбе Агамемнона и Ореста. в. н. Ярхо. Судьба Пелопидов - А. и Фиеста - послужила сюжетом многих произведений античной драматургии (в т. ч. Софокла и Еврипида), из которых до нас дошла трагедия Сенеки «Фиест». В 17-18 вв. было создано много переводов и переделок этой трагедии. Наиболее значительные произведения на этот сюжет создали: в 18 в. - X. Ф. Вайзе («Атрей и Фиест»), И. Я. Бодмер («Атрей и Фиест»), Вольтер («Пелопиды»), Уго Фосколо («Фиест»); в 19 в. - X. М. Эредия («А.»), И. В. Мюллер («Аэропа»).
Значение слова АТРЕЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии
Что такое АТРЕЙ
Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012