Значение слова АТРЕЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

АТРЕЙ

вел захватнические войны на западе Анатолии, разорял соседние острова. Аттарисий (хетск.) Изменившую ему с Фиестом жену приказал бросить в море.

***

В греческой мифологии сын Пелопа и Гипподамии. Изгнанный из Микен отцом вместе с братом Фиестом за убийство сводного брата Хрисиппа, Атрей поселился в Микенах и стал царём [власть в Микенах Атрею вручил временно царь Эврисфей, отправляясь в поход против Гераклидов, в котором он погиб (Thuc. I 9)]. В "Илиаде" (Ноm. II II 100— 108) ещё ничего не сообщается о вражде между братьями: царский посох Атрея , символ его власти, переходит по наследству к фиесту, от него — к сыну Атрея — Агамемнону. Существенное изменение сказания произошло, по-видимому, в киклическом эпосе, откуда заимствовали основные линии сюжета аттические трагики и более поздние источники. Вражда Атрея и Фиеста воспринимается здесь как следствие “проклятия Пелопидов” (см. в статье Пелоп), влекущего за собой вереницу страшных преступлений с обеих сторон. Начало ей кладёт спор между братьями за власть: Атрей знал, что у него в стаде появился золотой барашек, и предложил в народном собрании присудить царский трон тому, кто предъявит златорунного барашка как свидетельство благосклонности к нему богов. Между тем Фиест, соблазнив жену Атрея — Аэропу, уже успел при её посредстве выкрасть барашка и предъявить его собравшимся. Атрей взывает к Зевсу о помощи, и тот в знак своего благоволения к нему изменяет ход солнца и других небесных светил (по одним источникам, вместо обычного движения с востока на запад солнце стало всходить на западе и заходить на востоке; по другим, — солнце до этого момента всходило на западе и только после вмешательства Зевса установился нынешний порядок). Избранный царём Микен Атрей изгоняет Фиеста с детьми, но затем, желая отомстить за осквернение своего супружеского ложа, инсценирует примирение с братом и приглашает его на пир (“пир Фиеста”), где подаёт Фиесту угощение, приготовленное из мяса его зарезанных детей (Apollod. epit. II 10— 13); к этому эпизоду некоторые источники приурочивали вторую перемену в движении солнца, восстанавливавшую нарушенный ранее порядок. Узнав после обеда, чем его угостили, Фиест призвал проклятия на Атрея и его род, которые осуществились затем в судьбе Агамемнона и Ореста.

Судьба Пелопидов — Атрей и Фиеста — послужила сюжетом многих произведений античной драматургии (в т. ч. Софокла и Еврипида), из которых до нас дошла трагедия Сенеки “Фиест”. В 17 —18 вв. было создано много переводов и переделок этой трагедии. Наиболее значительные произведения на этот сюжет создали: в 18 в. — X. Ф. Вайзе (“ Атрей и Фиест"), И. Я. Бодмер (“ Атрей и Фиест”), Вольтер (“Пелопиды”), Уго Фосколо (“Фиест"); в 19 в. —X. М. Эредия (“ Атрей ”), И. В. Мюллер (“Аэропа”).

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.