Значение слова ГИМНАСИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

Что такое ГИМНАСИЙ

Гимнастика одно из самых своеобразных учреждений греческой жизни; уже в гомеровские времена гимнастика процветала и всегда поощрялась и восхвалялась. Имея целью удовлетворять чувству прекрасного и вместе с тем развивать телесные силы и ловкость, гимнастика впоследствии выродилась и поэтому не пользовалась расположением и одобрением практических римлян. Местом для упражнений, общим именем гимнастики, служили гимназии и палестры. Палестры, специальные школы борьбы, в Афинах учреждались и отдельно от Г., отчасти по причине отдаленности Г. от города, и служили, хотя не исключительно, но главным образом, для упражнений молодежи. Гимназии, состоявшие первоначально из дворов, окруженных колоннадами, со временем стали занимать большое пространство и были роскошно отделаны. Не было греческого города без Г., и в больших городах, напр., в Афинах, их было несколько. Витрувий (5, 17) дал подробное описание Г. Она состояла, во-первых, из большого двора), 1200 футов (2 стадии) в окружности, окруженного с трех сторон простыми портиками, а с южной стороны двойным портиком, за которым находился эфебей, место для упражнений юношей; по обе стороны эфебея были устроены бани (frigidaria, tepidaria, caldaria) и другие помещения. В остальных портиках находились экседры (exedrae), где собирались для беседы философы, риторы и т. п., с каменными скамьями вдоль стены. Обширное открытое место, окруженное перестилием, служило для упражнений и игр; к этой части Г., отчасти окружая ее, отчасти примыкая к ней, присоединялись еще разные портики, в числе их так называемые, имевшие по обе стороны возвышение для прогуливавшихся, а в середине углубление для состязаний, места для прогулки, засаженные деревьями, и стадий с сиденьями для большого числа зрителей. На достойное украшение Г., преимущественно произведениями пластического искусства, тратилось много денег. Значение Г. стало еще увеличиваться вследствие больших национальных игр, на которых можно было показать перед лицом всей Греции искусство, добытое в палестре. Упражнения и состязания производились без одежды; так называемые алиты натирали тело маслом, чтобы сделать его более гибким. Отдельные упражнения были следующие: 1) бег, иногда на двойное расстояние, также в оружии; особенный род бега был простиравшийся, может быть, до 24 стадий, т. е. более чем на 4 версты. 2) скачок 3) борьба, собственное ядро эллинской гимнастики; 4) метание диска; 5) метание дротика. Когда эти пять родов состязания производились вместе в один день, то, конечно, борцов становилось меньше и меньше, так что для борьбы оставалось только двое, и один одерживал победу в пятерном состязании. Ср.: Pinder uber den Funfkampf (1867); 6) кулачный бой, один из самых трудных родов состязания; руки обвивались ремнями, на которые впоследствии еще насаживались гвозди и шишки; 7) соединение борьбы с кулачным боем, причем руки были без ремней. Кулачного боя и панкратия не было у спартанцев. Само собой разумеется, что окончательное изучение труднейших родов состязаний не было делом общего воспитания, но предоставлялось борцам-специалистам, так называемым атлетам. Ср.: С. Petersen, das Gymnasium der Griechen (1858). У римлян гимнастика никогда не нашла того применения, как у греков; телесные упражнения считались только подготовлением к войне.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.