Значение слова GYMNASIUM в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

GYMNASIUM

ГИМНАСИЙ, ?. Гимнастика () одно из самых своеобразных учреждений греческой жизни; уже в гомеровские времена гимнастика процветала и всегда поощрялась и восхвалялась. Имея целью удовлетворять чувству прекрасного и вместе с тем развивать телесные силы и ловкость, гимнастика впоследствии выродилась и поэтому не пользовалась расположением и одобрением практических римлян. Местом для упражнений, общим именем гимнастики, служили гимназии и палестры (?). Палестры, специальные школы борьбы, в Афинах учреждались и отдельно от Г., отчасти по причине отдаленности Г. от города, и служили, хотя не исключительно, но главным образом, для упражнений молодежи. Гимназии, состоявшие первоначально из дворов, окруженных колоннадами, со временем стали занимать большое пространство и были роскошно отделаны. Не было греческого города без Г., и в больших городах, напр., в Афинах, их было несколько. Витрувий (5, 17) дал подробное описание Г. Она состояла, во-первых, из большого двора (), 1200 футов (2 стадии) в окружности, окруженного с трех сторон простыми портиками, а с южной стороны двойным портиком, за которым находился эфебей, место для упражнений юношей; по обе стороны эфебея были устроены бани (frigidaria, tepidaria, caldaria) и другие помещения. В остальных портиках находились экседры (exedrae), где собирались для беседы философы, риторы и т. п., с каменными скамьями вдоль стены. Обширное открытое место, окруженное перестилием, служило для упражнений и игр (?); к этой части Г., отчасти окружая ее, отчасти примыкая к ней, присоединялись еще разные портики, в числе их так называемые , имевшие по обе стороны возвышение для прогуливавшихся, а в середине углубление для состязаний, места для прогулки, засаженныых игр, на которых можно было показать перед лицом всей Греции искусство, добытое в палестре. Упражнения и состязания производились без одежды; так называемые алиты натирали тело маслом, чтобы сделать его более гибким. Отдельные упражнения были следующие: 1) бег ( или ?), иногда на двойное расстояние (?), также в оружии (? или ? ); особенный род бега был простиравшийся, может быть, до 24 стадий, т. е. более чем на 4 версты. ? считалось упражнением особенно подходящим для мальчиков; 2) скачок (); 3) борьба (, ?), собственное ядро эллинской гимнастики; 4) , метание диска; 5) , метание дротика. Эти пять простых способов состязания, соединенные в одно целое, назывались ?; они перечисляются в одном пентаментре Симонида: ?. Когда эти пять родов состязания производились вместе в один день, то, конечно, борцов становилось меньше и меньше, так что для борьбы () оставалось только двое, и один одерживал победу в пятерном состязании (?). Ср.: Pinder uber den Funfkampf (1867); 6) кулачный бой (?, а состязающиеся — , ), один из самых трудных родов состязания; руки обвивались ремнями, на которые впоследствии еще насаживались гвозди и шишки; 7) , соединение борьбы с кулачным боем, причем руки были без ремней. Кулачного боя и панкратия не было у спартанцев. Само собой разумеется, что окончательное изучение труднейших родов состязаний не было делом общего воспитания, но предоставлялось борцам-специалистам, так называемым атлетам (?). Учителями гимнастики были ? и ?; первые пользовались большим почетом и были знакомы с теорией гимнастики вообще, между тем как педотрибы учили исполнять лишь отдельные упражнения. Ср.: С. Petersen, das Gymnasium der Griechen (1858). У римлян гимнастика никогда не нашла того применения, как у греков; телесные упражнения считались только подготовлением к войне.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.