название двух городов в Древней Греции. Один из них, Эпидавр Лимера - маленький город в Лаконии, на юго-восточной оконечности Пелопоннеса. Другой, гораздо более крупный, находился на восточном берегу Арголидского полуострова на северо-востоке Пелопоннеса. Ныне здесь маленькая рыбацкая деревушка, но в античности это был центр небольшой области Эпидаврии (причем очень древний: в ходе раскопок в Эпидавре были обнаружены остатки крепостных стен и захоронения микенской эпохи). На протяжении 8 и 7 вв. до н.э. этот Эпидавр был весьма активен и пользовался значительным влиянием: сообщается, что он основал колонии на островах Эгина, Кос, Нисир и Калидна (другое название - Тенедос). В 6 в. до н.э. в торговле, которую вел Эпидавр, наметился упадок. К власти здесь пришла олигархия, выступавшая в Пелопоннесских войнах 5 в. до н.э. в союзе со Спартой, вследствие чего Эпидаврия многократно подвергалась набегам афинян и их союзников. Впоследствии город впал в безвестность, сохранив значение лишь в качестве порта при великом святилище Асклепия (Эскулапа).
Святилище Асклепия находится в глубине полустрова, в широкой, окруженной высокими холмами долине, на расстоянии приблизительно 10 км от древнего города и 30 км - от порта и железнодорожной станции Нафплион (в древности Навплия). Это самое крупное для континентальной Греции (да и для всей античности) святилище бога врачевания причислялось к главным святыням эллинского мира. Под эгидой Греческого археологического общества здесь под руководством П.Каввадиаса с 1881 по 1928 (с перерывами) проходили раскопки. Несколько огрубляя картину, обнаруженные остатки сооружений можно разделить на четыре группы: здания, принадлежавшие к теменосу, т.е. священному участку, самого Асклепия и связанные таким образом с его культом; здания для атлетических состязаний; здания для обслуживания посетителей; театр. Среди важнейших сооружений нет ни одного древнее 4 в. до н.э., хотя стадион в его первоначальной форме, возможно, выстроен уже в 5 в. до н.э. Культ Асклепия в Греции - сравнительно поздний, и немногие связанные с ним памятники датируются ранее конца 5 в. до н.э.
Внутри теменоса располагались храм и алтарь божества, а также толос и абатон. Храм несколько модернизированного дорического ордера выстроен ок. 380 до н.э. архитектором Феодотом и украшен статуями скульптора Тимофея, скульптуры акротерия (по углам крыши и на коньке) частично уцелели. Главная культовая статуя Асклепия работы Фрасимеда была выполнена из золота и слоновой кости. Толос, который в античности, вероятно, назывался "Фимела", представлял собой круглое, 21 м в диаметре, здание, построенное ок. 360-330 до н.э. Поликлетом Младшим. Фимелу окружали 26 колонн дорического ордера, внутренняя стена была отделана снаружи по основанию и фризу белым мрамором, а внутри - черным мрамором, ее украшали фрески знаменитого художника Павсия. Внутри Фимелы была еще одна круговая колоннада, образованная 14 колоннами коринфского ордера. Найдена резная капитель, возможно, служившая образцом. Потолок имел изысканную кессонную отделку с растительным орнаментом, внутренние полы были набраны из черных и белых мраморных плит, образовывавших геометрический рисунок. В центре, возможно, находилась монолитная круглая плита, которую можно было поднять, поскольку, судя по всему, отсюда имелся доступ в цокольный этаж, что-то вроде лабиринта, образованного концентрическими стенами, в каждой из которых было прорублено по одному проему. Таким образом, вокруг центрального колодца имелось три кольцевых коридора, причем проход по ним местами перекрывался поперечными стенами. Высказывалось предположение, что здесь содержались священные змеи Асклепия либо что молящихся приводили сюда, соблюдая священные обряды, чтобы погрузить после в сон (возможно, верно и то и другое). Впрочем, не исключается и возможность того, что описанный лабиринт предшествовал Фимеле и при ее строительстве был просто засыпан. Во всяком случае, совершив положенные обряды, паломники ложились в абатоне спать в надежде, что во сне их посетит сам бог. Абатоном (греч. "недоступное", "заповедное"), вероятно, служил портик ионического ордера в северной части священного участка, длина его ок. 70 м. Восточная часть этого портика, датируемая 4 в. до н.э., имела один этаж, но когда его стали удлинять в западном направлении, то выстроили уже два этажа, причем первый был заглублен.
На самом священном участке и поблизости от него обнаружен ряд других зданий (в том числе храм Артемиды), найдены статуи, но более всего впечатляют остатки спортивных сооружений. Стадион (находился южнее теменоса) был прямоугольным в плане, сохранились подземный выход на него, проходивший вдоль северной стороны, отмеченная камнями стартовая полоса и бассейны для омовения атлетов по сторонам. Каменные скамьи стадиона возведены позже первоначального сооружения 5 в. до н.э. В гимнасий (помещение для атлетических упражнений, располагался к востоку от стадиона) посетители попадали через необычайно величественный портик, имевший 6 колонн по фронту и 4 в глубину. Сам гимнасий был довольно большим, но вполне традиционным по расположению помещений (в том числе двух больших двухнефных залов) вокруг прямоугольного внутреннего дворика, окруженного со всех сторон колоннадой, т.е. перистилем. Позднее, в римскую эпоху, во дворе гимнасия возвели концертный зал.
Среди зданий, предназначенных для посетителей, был и катагогий (гостиница). Он был построен из сырца и имел четыре внутренних дворика с перистилями, вокруг которых в два этажа располагались комнаты (всего их могло насчитываться до 160). Для обслуживания паломников имелись также бани и другие здания.
Наиболее выдающимся зданием здесь является театр, возведенный в середине 4 в. до н.э. (или чуть позднее) тем же Поликлетом Младшим. Хорошо сохранились орхестра и два яруса сидений, на которых, по оценке, могли разместиться 14 000-17 000 зрителей. Скена была двухэтажной, перед ней вперед выдавался одноэтажный проскений с фасадом, украшенным ионическими полуколоннами. Актеры попадали на крышу проскения как из кулис по обе стороны, так и из самой скены. Прекрасная сохранность зрительного зала и каменной круглой орхестры, окруженной углублением для сбора воды, с "алтарем" в центре позволяет оценить в полной мере изящество простого архитектурного решения. Театр славится своей акустикой (шепот слышен на последнем ряду так же хорошо, как и на первом).
Сохранился ряд надписей со свидетельствами паломников о произошедших с ними благодаря божественному вмешательству чудесных излечениях, однако содержание надписей говорит о том, что в исцелениях играли роль также и врачебные рекомендации местных жрецов-медиков. По исцелении посетители посвящали в храм изображение вылеченного органа, выполненное из камня или глины, и здесь найдено много таких статуэток. Вообще говоря, святилище, сколько можно судить, служило как больницей, так и реабилитационным центром. Еще одна группа надписей представляет собой детальные отчеты о возведении зданий (в частности, храма Асклепия и Фимелы) с перечислением имен архитекторов, произведенных работ и финансировавших их лиц.