(морд. ведь, «вода», ава, «мать, женщина») в мордовской мифологии дух, хозяйка воды. Каждый источник имел свою В.-а. (по некоторым поверьям, и мужского духа - ведь-атя, от морд. атя, «старик, мужчина»). В.-а. представляли в виде обнаженной женщины с длинными волосами, которые она любит расчесывать. Она и ведь-атя могут утопить купающихся или наслать болезнь, которую только В.-а. и может вылечить (откупиться от нее можно, бросив в воду деньги, просо и т. п.); ср. представление о целебной воде ведь-пря (морд. пря, «голова», «поверхность»), которую нужно зачерпнуть, обращаясь за помощью к В.-а. и ведь-ате, и омыть больного. В.-а. считалась также покровительницей любви и деторождения: ее просили о помощи невесте, молили об избавлении от бездетности. Она же посылала дождь (чтобы вызвать дождь, устраивали культовую трапезу у источника и обрызгивались водой, призывая В.-а. - «кормилицу»). У марийцев аналогичный персонаж - вуд-ава (мар. вуд, «вода»).
Значение слова ВЕДЬ-АВА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии
Что такое ВЕДЬ-АВА
Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012