Значение слова БХАРАТА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

БХАРАТА

(др.-инд. bharata, букв. «воспитанный») в индийской мифологии и эпической литературе: 1) родоначальник племени бхаратов, многократно упоминаемого в «Ригведе»; 2) согласно легенде, изложенной в «Вишну-пуране» (II 13-16) и «Бхагавата-пуране» (V 9-10), - древний царь, отказавшийся от трона ради жизни благочестивого отшельника. Однажды Б. спас в лесу детеныша антилопы, воспитал его и всю жизнь о нем заботился. Поэтому в следующем рождении он родился антилопой; но, даже будучи животным, оставался ревностным почитателем Вишну и предавался суровой аскезе. Наградой за это послужило следующее рождение, в котором Б. стал брахманом; 3) в «Падма-пуране» и «Махабхарате» - царь Лунной династии, сын Душьянты и Шакунталы, прославившийся как «властитель мира» (чакравартин). К Б. возводят царский род бхаратов, к которому принадлежали герои «Махабхараты» кауравы и пандавы. В честь бхаратов Индия еще в древности часто называлась «Бхаратаваршей» («страной бхаратов»), и в настоящее время официальное название Республики Индия на языке хинди - «Бхарат»; 4) в «Рамаяне» - сводный брат Рамы, сын царя Даша-ратхи от его второй жены Кайкейи. По интригам Кайкейи, желавшей, чтобы ее сын стал наследником Дашаратхи. Рама на четырнадцать лет был изгнан из царства. Однако Б. остался верным старшему брату, и когда ему не удалось убедить Раму вернуться в Айодхью, он водрузил на трон его сандалии в знак того, что правит страной от имени Рамы. По возвращении Рамы из изгнания В. добровольно уступил ему царство.Лит.: Leumann В., Die Bharata-Sage, «Zeitschrift der Deutschen Morgenl?ndischen Gesellschaft», 1894, Bd 48, S. 65-88. П. А. Гринщр.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.