Значение БУШМЕНОВ МИФОЛОГИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

БУШМЕНОВ МИФОЛОГИЯ

мифологические представления бушменов Намибии и прилегающих к ней районах Ботсваны, Анголы и ЮАР. Б. м. принадлежит к числу архаических мифологий, для нее характерны антропоморфизация природы, тотемические представления. Центральным персонажем мифологии значительной части племен бушменов, вокруг которого циклизуется большая часть мифов, является Цагн (кузнечик-богомол), совмещающий в себе черты тотемического культурного героя, демиурга, прародителя, патрона племенных инициации, а также мифологического трикстера. Аналогом Цагна во многих отношениях выступает в мифах кунг Цуе. Согласно мифам, явления природы, небесные светила, животные - все некогда были людьми «древнего народа», населявшего страну до бушменов. Нередко в Б. м. сотворение мира наряду с Цагном связывается с людьми этого «древнего народа». Согласно одному мифу, солнце было человеком, у которого светились подмышки. Если он поднимал руку, земля озарялась солнечным светом, ложился спать - все погружалось во тьму. Тогда люди «древнего народа» забросили его на небо. По другому варианту мифа, когда-то жил человек-огонь, голова которого светилась. Он приносил удачу на охоте, но требовал себе самый лучший кусок мяса. Люди убили его и каменными ножами отрезали ему голову. Один охотник насадил голову на палку и швырнул ее вверх. Так на небе появилось солнце. Каждый день оно проходит путь с востока на запад, но не может найти на земле свое тело. Солнце в одном из мифов преследует своего соперника - луну, отрезая у нее куски мяса; когда луне удается вырваться, она понемногу опять обрастает мясом. В другом сюжете луна - сандалия человека «древнего народа». Однажды его дочь положила мокрые сандалии отца слишком близко к огню, от одной остался лишь пепел, а другая сгорела наполовину. Рассердившись, отец кинул вверх полусгоревшую сандалию, которая стала луной. Брошенный девушкой вверх пепел другой сандалии превратился в звезды и Млечный путь. С луной бушмены связывают происхождение смерти. Луна никогда не умирает до конца, у нее остается спинной хребет, и она снова вырастает и возвращается к жизни. Когда-то люди также возвращались к жизни, как и луна. Но однажды ребенок, оплакивавший свою умершую мать, не поверил луне, которая уверяла, что его мать вернется. Разгневанная луна ударила его по лицу, разбила верхнюю губу и сказала, что отныне он будет зайцем, а люди теперь будут умирать навсегда. Согласно одному из астральных мифов, Млечный путь, красные и белые звезды - это древесная зола, зрелые и молодые коренья хуин, которые подбросила в небо девушка, рассердившись на мать за то, что та дала ей мало кореньев. От заброшенной в небо ею кожуры корня куисси возникла саранча. Согласно другому варианту, одна девушка, обладавшая магической силой, при наступлении половой зрелости взглянула на львов, и они превратились в звезды. Существует миф о Юпитере, называемом бушменами «Сердце утренней зари». Он женился на рыся, а гиена околдовала и отравила его жену, заняв ее место. Младшая сестра рыси разоблачила гиену, и «Сердце утренней зари» прогнал ее. С тех пор он ходит в ночи, его огромные глаза горят, как огонь, и отпугивают гиен и шакалов.Лит.: Бьерре И., Затерянный мир Калахари, пер. с англ., М., 1963; Эллекбергер В., Трагический конец бушменов, пер. с франц., вступит. ст. Д. А. Ольдерогге, М., 1956; Mantis and his friends, collected by W. Н. I. Bleek and L. C. Lloyd, L., 1924; Вleek W. Н. I., Lloyd L. C., Specimens of Bushman folklore, L., 1911; Schapera I., The Kholsan people of South Africa, L., 1930. E. С. Котляр.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.