Значение АФРИКАНСКИХ НАРОДОВ МИФОЛОГИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

Что такое АФРИКАНСКИХ НАРОДОВ МИФОЛОГИЯ

комплекс мифологических представлений, распространенных у народов, населяющих Африканский континент к югу от Сахары. Типы различных систем А. н. м. определяют главным образом по типу или характеру центрального персонажа, вокруг которого циклизуются мифы и мифологические представления, тотемические или антропоморфные предки, обожествленные вожди или цари, кузнецы, божества солнца, земли, громовники, духи и божества воды и др. Эти мифологические персонажи наделены функциями прародителя, демиурга, культурного героя и нередко трикстера (что в особенности характерно для архаических мифологий - бушменов, готтентотов и других, см. ЦАГН , ХЕЙТСИ-ЭЙБИБ ). В развитых мифологиях (йоруба, дагомейской и др.), где складываются политеистические пантеоны и происходит разделение функций божеств, трикстер выступает как самостоятельный персонаж (Легба).Тотемические представления (тотемические предки, зооморфные культурные герои) нашли отражение прежде всего в архаических мифологиях. Однако в отдельных реликтах они обнаруживаются и во многих стадиально более поздних мифологических системах (ср. АЙДО-ХВЕДО и др.). В мифологиях, в которых первенствующее значение приобретают небесное божество, громовник, зооморфный культурный герой становится помощником, посланцем верховного божества (так, в мифах яо хамелеон по приказанию Мулунгу обучил людей добывать огонь и др.). Проявлением модифицированных тотемических представлений в более поздних мифологиях является употребление имен тотемных животных в качестве эпитетов («хвалебных имен»), которыми наделяют богов, обожествленных предков, вождей, царей (эпитеты Мвари, божества шона, - «слон», «большой павиан»; один из эпитетов Ньяме, божества ашанти, - «великий паук» и т. д.). Мифологии народов Межозерья, бассейна Конго, Западного Судана, у которых был развит культ царских предков, также вобрали элементы тотемических верований: предкам царской династии приписывалось «звериное» происхождение. У фон (Дагомея) члены царского рода именовались детьми леопарда (Агассуви; см. в ст. ДАГОМЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ ).Широкое распространение в А. н. м. получили представления об антропоморфных родовых предках, выступающих в роли демиурга, прародителя, культурного героя (ср. мифологические персонажи - Мукуру у гереро, Ункулункулу у зулу. Моримо у суточвана, Мбори у азанде). Иногда первопредки и культурные герои наделяются также функциями и атрибутами грозового божества, громовника (ср. Мвари у шона и Мулунгу у бантуязычных народов Восточной Африки).В мифологиях народов, у которых наметилась социальная дифференциация, и в особенности у создателей раннеклассовых государств (в междуречье Лимпопо - Замбези, в Межозерье, в Западном Судане, в бассейне Конго), центральным персонажем становится обожествленный вождь, правитель, обожествленный царский предок, выступающий и как первый человек, и как культурный герой (дал людям огонь, воду, полезные злаки и др., ввел ремесла, обряды и т. п.). Тенденция слияния мифов о божествах и культурных героях с преданиями о вождях и царях отчетливо прослеживается в мифологии ганда. Их предания и легенды циклизуются вокруг обожествленного царя Кинту, представляющего собой наиболее развитый тип первопредка - культурного героя.Сакрализация царской власти характерна и для развитых народов Западной Африки. Государственной религией древнего Бенина был культ царских предков; духи царских предков почитались как общенародные божества в государстве Ашанти (см. АШАНТИ МИФОЛОГИЯ ), а также у народов Межозерья (Риангомбе, Гиханга, Кигва), Восточного Судана (Ньиканг) и др.Характерны для А. н. м. божества, олицетворяющие явления природы, небесные светила и т. п. У хадзапи луна (Хайнэ) и солнце (Ишоко) выступают как центральные персонажи - демиурги, культурные герои. Известны мифы о солнечном божестве у паре (Изува, вытеснивший более древнего бога - создателя мира Киумбе), у моси (Венде, или Уенде), у кумби, сукума (Лиова, или Лиуба, являющийся демиургом) и др. У ряда народов древние божества солнца постепенно вытеснялись новыми, существовали параллельно с ними или уступали им место, передавая свои функции новым божествам (так, у мбугве солнце называют именем божества Мулунгу, у гого Мулунгу тесно связан с солнцем - молитвы о здоровье обращают как к нему, так и к солнцу). Часто к имени божества присоединяется имя солнца как «хвалебное» (напр., среди эпитетов божества у ньямвези встречается эпитет, обозначающий «солнце»,- Казьоба, Льюба, Лими). Олицетворением дождя, грозы выступают божества-громовники (Леза - у народов верхнего и среднего Замбези, Замбии и южного бассейна Конго, Нгаи - у кикуйю и камба, Денгдит - у динка и др.). Возникнув как персонификация атмосферных природных явлений, божества-громовники модифицировались под влиянием представлений, связанных с культом предков. С другой стороны, и первопредки наделялись чертами, характерными для громовников. Путем взаимопроникновения и слияния этих представлений складывался единый мифологический тип предка-громовника.Нередко небесное божество в паре с божеством земли характеризуются как прародители: они порождают солнце, луну и др. (Ньяме и Асасе Афуа в мифологии ашанти, Обаси-оса и Обаси-нои в мифах экои, Чи и Але - у игбо, Эте Абаси и Эка Абаси - у ибибио и др.).В мифологических системах некоторых народов (догонов, бамбара) божества и духи воды играют главную роль в создании и организации вселенной (ср. ФАРО и Номмо).В мифологиях народов, достигших высокого уровня государственности, складываются политеистические пантеоны богов, - в мифологиях фон, йоруба, Бенина, ганда и др. Возглавляет пантеон божество, почитавшееся правящей группой. Однако нередко его главенство - номинальное, т. к. «второстепенные» божества, выступающие как его дети или слуги, сохраняют свою область деятельности и свои функции. Как правило, характеристика главы пантеона очень неопределенна (в отличие от подчиненных ему божеств), часто - это некое абстрактное «небесное» божество (deus otiosus), его связь с природными явлениями слабо выражена. Вождь пантеона часто выступает как царский предок или великий жрец (см. ОЛОРУН , ИМАНА , КАТОНДА , ВАМАРА ).У ряда народов Западной Африки (догоны, бамбара, моей, малинке, бозо, ку румба и др.) мифологические представления оформились в мифологические системы, отличающиеся большой сложностью, с развитой символикой. В создании этих «вторичных» мифологий большая роль принадлежит жреческому институту, системе тайных обществ. Этот мифологический материал, ставший предметом исследования М. Гриоля и его школы, нередко вызывает сомнения своей необычностью, в особенности бросающейся в глаза при сравнении с африканским мифологическим материалом, записанным ранее миссионерами, этнографами, путешественниками.Мифологические представления пронизывают различные жанры африканского фольклора, отличающегося большой степенью архаики, еще живой связью с мифологией. В частности, в значительной степени мифологичен африканский эпический герой (см. СУДИКА-МБАМБИ , СУНДЬЯТА , ФАРАН , ЛИАНЖА ).См. также статьи: БАМБАРА МИФОЛОГИЯ , БЕНИНА МИФОЛОГИЯ , БУШМЕНОВ МИФОЛОГИЯ , ГАНДА МИФОЛОГИЯ , ДОГОНОВ МИФОЛОГИЯ , ЙОРУБА МИФОЛОГИЯ .Лит.: Котляр Е. С., Миф и сказка Африки, М.. 1975; ее же. Мифы бантуязычных народов Тропической и Южной Африки, «Советская этнография», 1967, № 3; Ольдерогге Д. А., Сумаоро - царь кузнецов и древняя культура Западной Африки, в сб.: African». Этнография, история, лингвистика. Л., 1969 (Труды Института этнографии. Новая серия, т. 93); Сундьята. Ман-диигский эпос, пер. с франц., М.-Л„ 1963; Оля Б-, Боги Тропической Африки, пер. с франц., М., 1976; Сказки народов Африки, М., 1976; Сказки зулу. Izinganekwane, вступ. ст. и прим. И. Л. Снегирева, М.-Л.. 1937; Фробениус Л., Детство человечества, пер. с нем., СПБ, 1900; Харузина В. Н., Африканские сказки, М., 1919; Шаревская Б. И., Старые и новые религии Тропической и Южной Африки, М., 1964; Abrahamsson Н., The origin of death. Studies in African mythology, Uppsala, 1951 (Studia ethnographica upealiensia. 3); Bastide R., Mythologies africaines, в кн.: Grimal P., Mythologies des montagnes, des foreis et des lies. P., 1963; Baumann Н., Schoptung und Urzett des Menschen lm Mythus der atrikanischen V?lker, В., 1964; Finnegan R., Oral literature in Africa, Oxf., 1970; Atlantls. Volksm?rchen und Volksdichtungen Afrikas, Hrsg. von L. Frobenius, Bd 1-12, Jena, 1921-28; Parrinder E. G., African mythology, L., 1967; Radin P., African folktales and sculpture, N. Y„ 1952; Sicard Н. von, Ngoma Lungundu. Eine afrikanische Bundeslade, Uppsala, 1952; Tegnaeus Н., Le hero» civilisateur. Contribution a l'etude ethnologique de la religion et de la sociologie africaines, Stockh., 1950; Waterman R. A., Baecom W. R., African and New World negro folklore, в кн.: Funk and Wagnalls Standard dictionary of folklore, N. Y., 1972; We me г A., African mythology, в кн.; The mythology of alt races, v. 7, Boston, 1925; Werner A., Myths and legends of the Bantu. L.. 1968. E. С. Котляр.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.