Значение слова АНТИОПА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

АНТИОПА

В греческой мифологии дочь фиванского царя Никтея. Забеременев от Зевса, явившегося к ней а образе сатира, Антиопа в страхе перед гневом отца бежала из Фив в Сикион, где стала женой царя Эпопея. Никтей перед смертью завещал своему брату Лику насильно вернуть Антиопу в Фивы. Лик отправился в поход на Сикион, убил Эпопея и привёл домой пленённую Антиопу , которая по дороге у подножия горы Киферон разрешилась двойней — Амфионом и Зетом (по приказу Лика они были брошены на произвол судьбы). Антиопа , терпевшая в течение многих лет притеснения со стороны Лика и особенно его супруги Дирки, однажды бежала из Фив и нашла своих сыновей, которых подобрал и воспитал пастух. Узнав мать и услышав о её страданиях, они пошли походом на Фивы, свергли Лика, а Дирку казнили, привязав ее к рогам свирепого быка (Apollod. III 5,5). По другой версии мифа, Дирка сама обнаружила бежавшую Антиопу и поручила Амфиону и Зету, которых она считала сыновьями пастуха, казнить эту женщину. Узнав от пастухов, что обречённая на казнь — их мать, Амфион и Зет освободили Антиопу , а к рогам привязали Дирку (Hyg. Fab. 8).

Встреча Антиопы с сыновьями и последующие события составляли сюжет трагедии Еврипнда “ Антиопа ”, сохранившейся фрагментарно (frg. 179 — 227; Suppl. Eur., p. 9—22). Гибель Дирки изображена в известной скульптурной группе “Фарнезский бык”, выполненной скульпторами Аполлонием и Тавриском (середина 2 в. или середина 1 в. до н. э.) (римская копия греческого оригинала хранится в Национальном музее в Неаполе).

К теме мифа об Антиопе обращались художники и скульпторы средневековья и нового времени (“ Антиопа ” и “Фарнезский бык” А. Сузини, “Юпитер и Антиопа ” Тициана, А. Корреджо, К. Ванлоо, А. Ватто и др.).

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.